Образование в Ленинградской области
 1234567890

Актуальные интервью и статьи

Пономаренко: всероссийские проверочные работы скоро охватят все классы

Оценка качества образования школьников сегодня стала одним из главных приоритетов развития отечественной системы образования. Какие успехи демонстрируют ученики российских школ на фоне ровесников из других стран? Какие новые проверочные работы ждут школьников в предстоящем учебном году? Об этом в преддверии Второй международной конференции "Использование результатов исследований качества образования: проблемы и перспективы", которая пройдет в Москве 29-30 сентября, корреспонденту РИА Новости рассказал директор Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) Сергей Пономаренко.

- Сергей Николаевич, каковы Ваши ожидания от предстоящей конференции?

— Российская Федерация проводит эту международную конференцию уже во второй раз. Мы создали площадку, на которую приглашаем наших коллег из систем образования разных стран мира. В их число входят наши партнеры из Департамента по образованию и навыкам ОЭСР и Международной ассоциации по оценке образовательных достижений IEA, вместе с которыми мы проводим в России шесть международных сравнительных исследований в образовании – PISA, PIAAC, TALIS, PIRLS, TIMSS, ICCS. Мы считаем эти международные сравнительные исследования приоритетными, потому что они позволяют сравнить системы образования и показатели их развития в России и в других странах.

На конференции мы будем говорить о современных трендах в национальных системах образования, поделимся нашим опытом и наработками, а нам есть, чем поделиться. В частности, мы расскажем, как мы проводим национальный выпускной экзамен

в одиннадцатом классе, как выстроены вступительные испытания в системе высшего образования страны. Эта информация очень востребована специалистами из других стран.

- Вы упомянули международные сравнительные исследования. Как наша система образования, согласно этим исследованиям, выглядит на фоне других стран?

— В каждом цикле мы чуть-чуть улучшаем свои показатели. В некоторых исследованиях мы уверенно держимся в первой десятке, например, в TIMSS. Это международное сравнительное исследование математической и естественно-научной грамотности среди учащихся четвертых и восьмых классов. Чуть-чуть затрагиваем и одиннадцатые классы.

Россия в последние годы входила здесь в первую десятку, а сейчас вошла даже в первую пятерку стран. Исследование PIRLS посвящено читательской грамотности в начальной школе, в нем оценивается умение читать, умение работать с текстами. Здесь Россия также уверенно входит в первую пятерку стран мира. Есть еще очень большое исследование PISA, в нем проверяют математическую, естественнонаучную и читательскую грамотность у 15-летних учащихся. Из 86 стран мы занимаем на сегодняшний день от 33-го до 39-го места.

- А как обстоит дело с исследованиями, которые проводятся среди взрослых?

— Существует международное сравнительное исследование компетенции взрослого населения PIAAC, там изучается финансовая и математическая грамотность, умение пользоваться современными законодательными основами в том обществе, где люди проживают. У нас там хорошие показатели, примерно 12–14 место. Мы также принимаем участие в исследованиях знаний по граждановедению ICCS. Здесь у России также хорошее место, чуть выше среднего уровня среди других стран.

- Недавно начался новый учебный год. Какие перемены в области оценки качества образования ждут школьников?

— Сейчас в масштабах Российской Федерации реализуется новый проект — всероссийские проверочные работы. Это полномасштабный экзамен, помимо выпускных экзаменов в 11-х и в 9-х классах, который дает возможность школьникам и, особенно, их родителям посмотреть на уровень и качество знаний. Вопросы и измерительные материалы для всероссийских проверочных работ разрабатываются на федеральном уровне, что соответствует нашему современному государственному образовательному стандарту.

Мы передаем школам задания для проведения экзамена. А результаты не поднимаем на всероссийский уровень, а оставляем в школах, чтобы педагоги и родители могли узнать, что происходит со знаниями, которые школьники получили во время обучения в школе, какие результаты получают ученики от взаимодействия с системой образования.

В предстоящем учебном году, в апреле 2017 года, мы впервые будем проводить в пятых классах всероссийские проверочные работы в виде экзамена по нескольким предметам. В четвертых классах этот экзамен пройдет во второй раз. Всероссийские проверочные работы также пройдут среди выпускников 11-х классов, причем по тем предметам, которые они не выбрали для Единого государственного экзамена.

- Почему?

— Это очень серьезный момент: в последние годы мы видим, что школьники, выбрав предметы, по которым они будут сдавать ЕГЭ, совершенно забывают о других предметах и перестают уделять им какое-либо внимание. Мы же хотим, чтобы выпускники нашей страны обладали всесторонними знаниями в соответствии с принятым образовательным стандартом.

- Существовали ли прежде подобные проверочные работы, или это абсолютно новая форма оценки?

— В Советском Союзе чем-то подобным были годовые экзамены и годовые контрольные работы по разным предметам. Здесь мы не изобретаем ничего нового, а возрождаем то хорошее, что, с нашей точки зрения, было в Советском Союзе.

- Будут результаты всероссийских проверочных работ учитываться при составлении портфолио выпускников?

— Как известно, недавно вузы получили возможность начислять дополнительные вступительные баллы абитуриентам за сочинения, которые те писали в 11 классе, за результаты сдачи норм ГТО, за активную общественную работу в школе. Поэтому портфолио, о котором так много говорили, уже начинает применяться на практике.

- Какие задачи сегодня стоят в области развития образования в стране?

— В последнее время мы много обсуждаем практикоориентированность знаний, которые получают школьники. Мы хотим видеть, может ли ученик применять то, чему его научили в школе. Выпускник должен быть в состоянии вычислить, например, сколько краски или обоев потребуется для ремонта комнаты, рассчитать время ожидания автобуса на остановке. Он должен ориентироваться в вопросах здоровья и финансов, уметь работать с банками, рассчитывать свою заработную плату, формировать семейный бюджет. Здесь ему могут пригодиться не только математика и физика, но и естественно-научные предметы, и информатика. При этом мы должны соблюдать разумную грань, потому что из школьной программы не должны полностью исчезать и чисто фундаментальные знания.

Правильная пропорция, на мой взгляд, такая: практикоориентированность должна быть построена на фундаментальных образовательных знаниях, которые школа дает ученику. Кроме того, мы будем расширять линейку дополнительного образования. Мы будем следить за наличием секций, кружков, дополнительных предметов в школе. Мы хотим создать условия, чтобы молодые люди могли реализовать свои способности и таланты. Безусловно, мы будем развивать изучение истории России и мира, нравственные основы развития личности, для нас это тоже серьезный приоритет.

- Все это относится к ученикам и к результату их обучения. А есть ли приоритеты, связанные непосредственно с развитием школы и поддержкой учителей?

— Для нас важно развитие материально-технической базы школ. Важна достойная зарплата учителей, которая позволит создать конкурентную среду среди педагогического сообщества. Мы хотим повысить мотивацию выпускников поступать в педагогические вузы, а после их окончания приходить работать в школу. Конечно, поэтому для работников системы образования должны быть созданы хорошие социально-экономические условия.

- Какие цели Вы ставите перед собой в области оценки качества образования?

— Мы продолжим совершенствовать всероссийские проверочные работы по максимальной линейке предметов. Эти работы постепенно будут распространяться на все параллели. Мы хотим, чтобы ученики, родители и педагоги могли проверять, насколько реальные знания ученика соответствуют тому, чему его пытались научить.

ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ — ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергей ТАРАСОВ рассказал Леноблинформу об основных итогах 2014 года, работе в сфере образования в 2015 году и о ближайших планах комитета.

– Сергей Валентинович, каковы основные итоги деятельности комитета за год с момента прошлого дня рождения Ленинградской области?

– Наши школьники традиционно показывают хорошее качество образовательных результатов. Если мы посмотрим на средний балл ЕГЭ этого года, то он по ряду предметов выше, чем в прошлом. То есть мы наращиваем качество образования. В целом средний балл ЕГЭ выше, чем по РФ. В этом году у нас 540 медалистов. А сдавали экзамен 5067 выпускников этого года. То есть каждый девятый – медалист. И что очень важно – практически все выпускники 11¬12 классов, за исключением четырех, получили аттестаты о среднем образовании.

В Ленинградской области выдерживаются все обязательства по заработной плате педагогам. Мы полностью реализуем программу по внедрению федеральных образовательных стандартов и даже в чем­то опережаем наши первоначальные планы. Новые стандарты сложные, инновационные – мы одни из первых в РФ стали по ним работать. Повышается качество профессионального образования, идет плотное сотрудничество с работодателями, трудоустройство выпускников почти стопроцентное. В Ленобласти в 17 из 18 районов решен вопрос доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, кроме Всеволожского района, где идет очень активное жилищное строительство. Все меньше в области детей­сирот: региональный банк детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократился за год на 17,5%.

– Какая работа ведется в области с одаренной молодежью?

– Мы выстраиваем серьезную работу с такими детьми. Сформирована сеть центров по работе с одаренными школьниками – теперь такие учреждения есть в каждом районе, плюс два региональных центра по работе с талантливой молодежью. Наши школьники стабильно показывают хорошие результаты на олимпиадах РФ.

В 2013 году учреждена ежемесячная стипендия Губернатора Ленинградской области для одаренных студентов – выпускников общеобразовательных организаций Ленинградской области, находящихся в трудной жизненной ситуации, в размере 3500 рублей.

– По каким критериям поступают школьники в центр одаренных детей?

– Это победители муниципальных олимпиад, а также дети, которые занимаются интересными исследовательскими проектами. В центрах проводится целенаправленная подготовка детей к российским олимпиадам. С ними работают лучшие учителя Ленобласти и преподаватели петербургских вузов. У нас хорошее взаимодействие с Санкт¬Петербургским государственным университетом и другими ведущими вузами Санкт-Петербурга. В рамках соглашения с СПбГУ победителей и призеров муниципальных и региональных олимпиад мы чествуем в университете.

– А кто работает с талантливыми детьми?

– В этом году организованы очень интересные курсы повышения квалификации, посвященные вопросам одаренности, для педагогических команд муниципальных образований. Мы выбрали учителей, имеющих потенциал успешной работы с талантливыми детьми, от Лен¬области это 100 человек. Программа очень выверенная, практикоориентированная – серьезная работа по подготовке учителей, работающих с одаренными детьми.

– Какая работа ведется с детьми с ограниченными возможностями?

– Работа с детьми, у которых есть проблемы со здоровьем, очень важна. Это дети¬инвалиды, дети с ограниченными возможностями. Можно отметить, что мы не только сохраняем и развиваем сеть образовательных учреждений для таких детей, но занимаемся инклюзивным образованием. Это непростое направление, по нему ведется много споров, мы ищем наиболее оптимальные варианты. С 1 сентября 2011 года постановлением Губернатора Ленинградской области учреждена персональная стипендия Губернатора Ленинградской области для студентов­инвалидов государственных высших учебных заведений в размере 2500 рублей.

С 1 сентября 2013 года учреждена ежемесячная именная стипендия Губернатора Ленинградской области для одаренных детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для лиц из числа детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательных организациях высшего образования, имеющих государственную аккредитацию. Размер стипендии 7500 рублей. С 1 февраля 2015 года эту стипендию получают 53 студента. В этом году учреждена ежемесячная именная стипендия Губернатора Ленинградской области для студентов­инвалидов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, в размере 4000 рублей. В настоящее время эту стипендию получают 18 человек.

 В Ленобласти создан Мультицентр социальной и трудовой интеграции, его основная задача – дать человеку с ограниченными возможностями профессиональные навыки, востребованные обществом. Это целая программа, включающая в себя не только обучение и сопровождение инвалида, но и стимулирование работодателей для трудоустройства людей с ограниченными возможностями.

– Какими методами комитет мотивирует не только учащихся, но и преподавателей к совершенствованию своих знаний и повышению качества образования?

– Прежде всего это система участия в профессиональных конкурсах всех уровней – муниципальных, окружных, региональных и всероссийских. Учитель немецкого языка из гатчинской гимназии «Апекс» Денис Игоревич Рочев вошел в пятерку лучших педагогов страны на всероссийском конкурсе «Учитель года», а воспитатель детского сада во Всеволожске Юлия Николаевна Загорская стала абсолютным победителем во всероссийском конкурсе «Воспитатель года».

Мотивация педагога заключается не только в хорошей зарплате (а темп роста заработной платы педагогических работников и соотношение их средней зарплаты к средней заработной плате по региону выполнены в Ленинградской области строго в соответствии с указами Президента РФ), но и в признании его достижений, возможности работать в творческом коллективе. В этом году мы создали клуб учителей¬победителей педагогического мастерства «Учитель года». У нас есть ассоциация молодых учителей области. В планах комитета создать клуб почетных учителей области.

В Ленинградскую область приезжают работать учителя из других регионов. Наша молодежь охотно получает педагогические профессии – ежегодно в образовательные организации приходит около 300 молодых специалистов. В целом недостатка в учителях в области нет. Тем более что есть свои учебные заведения, которые обеспечивают кадрами регион: Пушкинский университет, Гатчинский педагогический колледж. Кроме хорошей зарплаты, в Ленинградской области предлагаются подъемные для молодых специалистов – 15 тысяч рублей, плюс ежегодная дотация в размере 56 тысяч рублей в течение первых трех лет работы. Количество молодых специалистов постоянно увеличивается, в школах их более 20%, а в детских садах – 32%. И к учителям с опытом мы относимся бережно. В школе должны быть преподаватели разных возрастов.

– О каких результатах ЕГЭ 2015 уже можно говорить? Что изменилось в процедуре проведения ЕГЭ?

– Относительно ЕГЭ стоит обратить внимание на три момента, которые обеспечивают еще более прозрачное и объективное проведение экзаменов. Во­первых, 100¬процентное видеонаблюдение в режиме онлайн. Контроль в режиме реального времени – это особенность нашего региона. Во­вторых, в каждом пункте есть металлодетекторы. И в­третьих, очень важная новация: все экзаменационные материалы доставляются с пункта спецсвязи непосредственно сотрудниками спецсвязи, а не сотрудниками сферы образования. Все материалы запакованы, вскрыть их незаметно невозможно. Такие процедуры способствуют тому, что ЕГЭ проводится честно, и те результаты, которые мы имеем, объективные.

Замечаний у нас немного. За уже прошедший период в этом году – только два удаления за мобильные телефоны. Правила очень строгие: за попытку пронести телефон ученик удаляется и теряет возможность пересдать экзамен в течение экзаменационного периода.

– А вы сами проходили какой­нибудь этап ЕГЭ? Какие результаты и насколько адекватна, с вашей точки зрения, система оценки знаний по системе ЕГЭ?

– Я проходил этап по истории, результаты высокие. Любая форма аттестации имеет свои плюсы и минусы. Сегодня ЕГЭ, на мой взгляд, самый объективный способ оценки знаний. ЕГЭ постоянно совершенствуется, например, сейчас добавилась устная часть в иностранном языке, что важно. Вторая новация текущего года: математика сейчас сдается на двух уровнях – профильном и базовом. Это тоже важно, не всем нужна математика повышенного уровня, например, гуманитариям достаточно базовых знаний, пусть спокойно занимаются своими предметами. В этом году также добавилось сочинение. ЕГЭ будет совершенствоваться и дальше.

– Как ведется воспитательная работа в образовательных учреждениях региона, в том числе и в плане патриотического воспитания?

– Концепция патриотического воспитания в области была подготовлена более 10 лет назад. В то время концепция вызывала много сомнений, тем не менее ее в регионе приняли, и это стало одной из основ для учителей по воспитанию у детей патриотизма. Для нее свойственны традиционные ценности и семьи, и жизни, и уклада. У нас проводится много хороших серьезных мероприятий: проект «Страницы семейного альбома», «Страницы военного альбома», уроки Победы, велопробег в честь 9 Мая, акция «Письмо новому другу» в Крым, проект «Сводный хор», в котором поет 120 детей из разных районов области. Проходят встречи с ветеранами, которые дают детям советы на конкретных примерах. Это все способствует сплочению, объединению, подъему патриотических настроений. Задача системы образования – всех объединять, но не насильно, а стараться заинтересовать. Главное, чтобы все это было неформально, интересно, не ради отчетности. Дети в следующий раз не захотят участвовать в мероприятии, если почувствуют фальшь.

– Когда, по вашим наблюдениям, произошел качественный скачок в патриотизме?

– Нарастание патриотических настроений происходит постепенно, а особенно заметно стало за последний год, прежде всего в связи с юбилеем Победы. Тут нужно быть постоянным, поддерживать существующие проекты и реализовывать новые. Мы стали больше интересоваться историей Родины, историей своих семей. В каждой семье есть герои, каждому есть кем и чем гордиться, причем не отстраненными понятиями, а своим, родным, интересным, близким.

Кроме того, дети должны это знать, нужна прививка от этого, иначе все забудется и начнет прорастать национализм. При этом у школьника знание должно быть на эмоциональном уровне. Что даст ребенку для понимания трагедии войны информация о 20 млн погибших? Это абстрактные цифры. До детей нужно доносить конкретные детали военного времени.

– Какие перед комитетом стоят задачи на ближайшее время?

– Мы готовимся к областному педагогическому совету по теме «Образование для развития региона». Для нас очень важно сориентировать всю систему образования, чтобы отдача была и для каждого человека, и в целом для региона. Система образования – это мощный ресурс повышения качества жизни на территории всей Ленинградской области.

Подготовила Елена ИВАНОВА

Предварительные результаты реализации региональной отраслевой дорожной карты Ленинградской области «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Ленинградской области»

Предварительные результаты реализации региональной отраслевой дорожной карты Ленинградской области, утвержденной распоряжением Правительства Ленинградской области 24.04.2013 N 179-р (ред. от 31.07.2014) «Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Ленинградской области»

Во исполнение Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Ленинградской области», утвержденного распоряжением Правительства Ленинградской области от 24 апреля 2013 года N 179-р, в части введения эффективного контракта в общем, дошкольном, дополнительном образовании проведена следующая работа.

Сформирована нормативная правовая база на региональном уровне, в частности,

распоряжение Правительства Ленинградской области от 24 апреля 2013 года № 179-р «Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Ленинградской области»;

распоряжение комитета общего и профессионального образования Ленинградской области 20 августа 2013 года № 1670-р «Об утверждении критериев и показателей эффективности и результативности деятельности государственных образовательных организаций, подведомственных комитету общего и профессионального образования Ленинградской области, и их руководителей»;

распоряжение комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 10 сентября 2013 года № 2119-р «Об утверждении примерных направлений и показателей эффективности и результативности деятельности педагогических работников государственных образовательных организаций, подведомственных комитету общего и профессионального образования Ленинградской области»;

письмо комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 24 декабря 2013 года №19-7740/13-0-0 «Методические рекомендации комитета общего и профессионального образования Ленинградской области по переходу на эффективный контракт с педагогическими работниками государственных образовательных организаций, подведомственных комитету общего и профессионального образования Ленинградской области, и разработке показателей эффективности деятельности педагогических работников»;

письмо комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 22 ноября 2013 года № 19-7093/13-0-0 «Методические рекомендации комитета общего и профессионального образования Ленинградской области по разработке органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования Ленинградской области, и муниципальными образовательными организациями показателей эффективности деятельности основных категорий педагогических работников».

Проведены общественные обсуждения показателей эффективности деятельности педагогических и руководящих работников (окружные совещания (5), областные (4), районные совещания (94), встречи с педагогической общественностью (38), круглые столы (18), Советы руководителей на муниципальном (18) и региональном (1) уровнях).

Организовано информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта.

На официальных сайтах созданы разделы по вопросам перехода к эффективному контракту.

100 % заключены трудовые договора на основе типовой формы с введением механизма «эффективного контракта» с руководителями и педагогическими работниками государственных учреждений Ленинградской области.

Наиболее успешные практики использования показателей и критериев эффективности деятельности работников представлены в Кировском (МБОУ «Кировская гимназия им. героя Советского Союза СулатанаБаимагамбетова), Гатчинском (МБОУ «Гатчинская гимназия им. К.Д. Ушинского»), Волосовском (МБОУ «Сельцовская СОШ») районах.

В МБОУ «Кировская гимназия им. героя Советского Союза СулатанаБаймагамбетова» для установления размера стимулирующих выплат по результатам оценки эффективности деятельности педагогического работника введены коэффициент интенсивности по должностям, Технологическая карта для оценки эффективности и результативности деятельности работника по должностям, целью которой является проведение системной оценки (в том числе самооценки) качества и результатов профессиональной и общественно-социальной деятельности педагога. Оценка эффективности деятельности работника осуществляется с участием управляющего совета.

Нормативные правовые акты по вопросам установления стимулирующих выплат, порядок заполнения Технологической карты педагога размещены на официальном сайте МБОУ «Кировская гимназия им. героя Советского Союза СулатанаБаймагамбетова»: http://www.gimn-keg.ru/docs/acts.htm

В Ленинградской области в рамках реализации Плана мероприятий «дорожной карты» "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Ленинградской области" (утвержден распоряжением Правительства Ленинградской области от 24.04.2013 № 179-р с изменениями) запланировано создание 3 884 дополнительных мест, в т.ч. 1729 мест за счет средств федеральной субсидии в рамкх Соглашения с Минобрнауки.

По состоянию на 25 октября 2014 года создано 1508 мест в рамках Соглашения, в т.ч.:

140 мест – завершено строительство детского сада в г.Сертолово, микр. Черная Речка;

175 мест – реконструкция здания детского сада, ранее использовавшегося как детский дом в п. Сиверский Гатчинского района;

890 мест – капитальный ремонт помещений образовательных учреждений за счет средств муниципальных бюджетов и федеральной субсидии 2013 года;

95 мест – создание альтернативных форм дошкольного образования во Всеволожском, Кировском, Ломоносовском муниципальных районах;

208 мест – ремонт и оснащение помещений образовательных учреждений за счет средств федеральной субсидии 2014 года в Бокситогорском, Всеволожском, Тихвинском муниципальных районах.

До конца 2014 года гарантировано будет создано – 1889 мест, из них:

210 мест – стройка Н.Девяткино;

50 мест – капитальный ремонт Бугры;

85 мест – развитие негосударственого сектора;

1215 мест – выкуп зданий детских садов у инвестора ООО «ЛСР.Строительство-Северо-Запад», в т.ч. Волхов (155), Гатчина 2 объекта (375), п.Сиверский Гатчинского 2 объекта (175), Лодейное Поле (155), Приозерск (155)

306 мест – капитальный ремонт и оснащение помещений образовательных учреждений за счет федеральной субсидии 2014 года в Выборгском, Киришском, Ломоносовском муниципальных районах и Сосновоборском городском округе.

Кроме того, сверх Соглашения создано 450 мест, из них:

110 мест – п. Мурино;

110 мест – г.Сертолово ДСКВ №1;

60 мест – г.Сертолово ДСКВ №1;

42 места – п.Ваганово

20 мест – г.Выборг, МДОУ «Рябинка»

73 места – г. Сосновый Бор

30 мест – Кингисеппский р-н

5 мест – ИП г. Кировск

В результате принимаемых мер обязательства Ленинградской области по созданию дополнительных мест будут выполнены.

В настоящее время число детей, охваченных услугами дошкольного образования составляет 68 296 человек, из них 389 детей посещают негосударственные образовательные организации.

По состоянию на 1 октября 2014 года по данным АИС ЭДС не обеспечены местами в дошкольных учреждениях 1 486 детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Показатель доступности дошкольного образования для детей данной категории составляет 98,05%.

К концу 2014 года проблема доступности дошкольного образования для детей от 3-х до 7-и лет будет решена в 16 из 18 муниципальных районов Ленинградской области, за исключением Всеволожского и Гатчинского муниципальных районов.

Деятельность комитета общего и профессионального образования Ленинградской области направлена на достижение основных показателей повышения эффективности и качества услуг.

С этой целью проводится мониторинг оценки деятельности организаций, реализующих программы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования на территории Ленинградской области, совершенствуется нормативно-правовое и методическое обеспечение развития сетевых форм организации образовательных программ.

В рамках мероприятий, предусмотренных «дорожной картой» происходит укрепление потенциала системы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования, а также ее инвестиционной привлекательности, направленные на повышение качества профессиональной подготовки и среднего профессионального образования за счет увеличения доли выпускников организаций среднего профессионального образования, трудоустраивающихся по полученной специальности;

В период реализации «дорожной карты» ежегодно проводится мониторинг эффективности образовательных организаций высшего образования, осуществляющих образовательную деятельность на территории Ленинградской области. Образовательные организации высшего образования Ленинградской области ориентированы на удовлетворение потребности работодателей в высококвалифицированных кадрах и развитие научно-технического потенциала региона.

Для просмотра отчета по основным показателям, перейдите по ссылке.

Результаты единого государственного экзамена в Ленинградской области в 2014 году и задачи на 2015 год

Выступление С.В.Тарасова, председателя комитета общего и профессионального образования Ленинградской области 30.10.2014

Уважаемый Александр Юрьевич!
Уважаемые коллеги!

Главная задача по проведению Единого государственного экзамена, поставленная Министерством образования и Рособрнадзором: ЕГЭ 2014 года нужно провести честно и прозрачно по всей стране. Для проведения объективного экзамена в 2014 году нормативно были введены  следующие требования:

  1. Полное обеспечение пунктов проведения экзаменов видеонаблюдением (в режиме он-лайн и офф-лайн)
  2. Дежурство сотрудников полиции с металлоискателями.
  3. Доставка экзаменационных материалов в пункты только в день экзамена.
  4. Введение зачётных экзаменов для организаторов пунктов и экспертов предметных комиссий.
  5. Усиление контроля проведения ЕГЭ через систему федеральных инспекторов и наблюдателей, общественных наблюдателей.
  6. Проведение широкой разъяснительной кампании для участников экзамена и родителей.

Все необходимые мероприятия по введённым требованиям в Ленинградской области были проведены своевременно и в полном объеме. Нарушений со стороны организаторов не было, замечаний от Рособрнадзора не поступало, все экзамены прошли в штатном режиме.

За период экзаменов зафиксировано только 4 нарушения процедуры ЕГЭ со стороны выпускников, в результате с экзаменов за наличие средств связи и справочных материалов были удалены 4 участника экзамена. Эти участника по решению Государственной экзаменационной комиссии Ленинградской области не допущены к повторной сдаче ЕГЭ по соответствующему образовательному предмету в текущем году, их результаты экзаменов отменены.

Общее количество участников ЕГЭ  в 2014 г.– 5561 человек:

5230 человек (94,0%) - выпускники школ 2014 года;
331 человек (6,0 %)  - выпускники прошлых лет

Проведено:

18 504 человеко/экзаменов
24 заседания Государственной  экзаменационной комиссии
6 заседаний конфликтной комиссии

Задействовано:

Досрочный период – 1 ППЭ (все аудитории с онлайн-наблюдением)
Основной период – 43 ППЭ (106 аудиторий с онлайн-наблюдением)
Дополнительный период – 4 ППЭ (все аудитории с онлайн-наблюдением)

3810 сотрудников пунктов экзаменов
103 члена ГЭК
472 эксперта 13  предметных комиссий
402 общественных наблюдателя
45 дней работы предметных комиссий

Результаты ЕГЭ 2014 года

Основными результатами для выпускников текущего года являются результаты по обязательным предметам (русскому языку и математике).

В 2014 году все выпускники текущего года сдали ЕГЭ по русскому языку (2013 г. - 99,86%;  2012 г. - 99,7 %).

По математике ЕГЭ сдали  99,94 % выпускников текущего года (2013 г. – 99,59%; 2012 г.–99,1%). Не преодолели минимальный порог баллов ЕГЭ, подтверждающий освоение основных общеобразовательных программ среднего образования, 3 человека – 0,06% (2013 г. - 0,41 % (23 человека), 2012 г. – 0,9%  (62 чел.).

В итоге 100%  освоение государственного федерального образовательного стандарта по двум обязательным предметам подтвердили все выпускники текущего года 17 муниципальных образований (2013 г. – 10, 2012 г. – 7).

Количество выпускников ЛО, сдавших ЕГЭ

Предмет

2012

2013

2014

Русский язык

99,7 %

99,86 %

100 %

Математика

99,1%

99,59 %

99,94 %

Региональный средний тестовый балл по русскому языку выше результата прошлого года – 67,22 (2013 г. – 66,4;  2012 г. – 64,4) (Российская Федерация – 62,5).

Региональный средний тестовый балл по математике – 48,67 (2013 г. - 49,0; 2012 г. – 45,7) (Российская Федерация – 39,6).

Средний тестовый балл ЕГЭ

Предмет

2012

2013

2014

РФ

ЛО

РФ

ЛО

РФ

ЛО

Русский язык

61,5

64,4

63,4

66,4

62,5

67,22

Математика

45,2

45,7

48,7

49,0

39,6

48,67

 

Лидерами по показателю среднего тестового балла по русскому языку являются  Тихвинский, Подпорожский районы, Сосновоборский городской округ, по математике – Сосновоборский городской округ, Лужский и Тихвинский районы.

Не только по всем обязательным предметам, но и по предметам по выбору  результаты Ленинградской области выше среднероссийских показателей.

Средний тестовый балл ЕГЭ 2014 г. по предметам по выбору

Предмет

Средний тестовый балл

Российская Федерация

Ленинградская область

Информатика и ИКТ

57,14

60,85

Биология

54,31

59,66

Химия

55,65

63,97

Физика

45,76

49,68

История

45,72

52,33

Обществознание

53,09

57,63

География

53,12

66,78

Литература

54,07

60,57

Английский язык

61,25

64,84

 

 

     
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По результатам единого государственного экзамена в 2014 году наивысший результат (100 баллов) в Ленинградской области получили 33 человека.

Положительная динамика академических результатов учащихся повышает степень доверия общественности к нашей  школе.

По заказу комитета образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при  Президенте РФ провела в 2014 году проведены исследования оценки качества образовательного результата. Вот некоторые данные.

Так ответы обучающихся на вопрос «Ваша цель в процессе обучения?» звучат следующим образом:

  • 4,2% просто хотят получать хорошие и отличные оценки;
  • 24,2% стремятся получить необходимые знания для подготовки к ЕГЭ; 
  • 66% школьников Ленинградской области на вопрос «Ваша цель в процессе обучения?»  дали ответ: «Стать образованным человеком».

Наблюдается тенденция повышения ответственного отношения к учебе. По данным того же исследования:

  • 72,1% обучающихся обладают ответственным отношением к учебе.
  • Старшеклассники весьма положительно оценивают свою подготовку: 94,6% опрошенных удовлетворены знаниями, полученными в школе.

На сегодня позиция Министерства образования и науки России - результаты ЕГЭ являются не единственным инструментом оценки качества образовательных результатов, поэтому рекомендовано не выстраивать рейтинги муниципалитетов и школ.

  • сами результаты экзаменов и их подробный анализ стали для системы образования Ленинградской области основой для принятия новых управленческих решений на всех уровнях, включая и школьный, направленных на работу по качеству образования, на профессиональную подготовку учителей-предметников.

Экзамены в формате ЕГЭ выявили ряд проблем, над решением которых в настоящее время работает система образования:

- есть школы (хотя их единицы), выпускники которых при сохранении прошлогодних минимальных порогов не смогли бы получить аттестат;

- остаются школы, имеющие невысокие баллы по обязательным  предметам,  особенно по математике.

Уже сейчас в муниципальных районах и каждой школе составлены поэтапные планы подготовки к проведению ЕГЭ, включающие и организационные мероприятия, и информационную работу, и систематическую работу над качеством образования, в том числе меры по совершенствованию преподавания предметов. Областным институтом развития образования транслируются успешные методики преподавания в школе, совершенствуются курсы повышения профессиональной подготовки учителей.

Новшества 2015 года

Приказом  Минобрнауки России от 05.08.2014 № 923 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и наук от 26.12.2013 года № 1400» внесены изменения, определяющие новшества 2015 года:

  1. Итоговое сочинение как допуск к ЕГЭ
  2. Организация ЕГЭ в 2 периода – досрочный и основной, срок подачи заявления – до 1 февраля
  3. Возможность пересдачи ЕГЭ не ранее сентября в специализированных центрах
  4. Базовый и профильный уровни ЕГЭ  по математике
  5. Введение устной части экзамена по иностранному языку
  6. Совершенствование структуры КИМ
  7. Итоговое сочинение как допуск к ЕГЭ

 Допуском к государственной итоговой аттестации для выпускников школ станет выпускное  сочинение, вернувшееся в школьную программу. В этом учебном году такой экзамен будет проходить впервые за последние годы. Сочинение будут оцениваться школьной комиссией по принципу зачет/незачет.

Ученики с ограниченными возможностями здоровья  и дети - инвалиды могут писать не сочинение, а изложение.

Писать сочинение будут в школе, а темы станут известны только в день экзамена – за 15 минут до начала экзамена они будут опубликованы на открытых федеральных информационных порталах в сети Интернет.

В этом году подать заявление на сочинение необходимо до 17 ноября, проводится экзамен 3 декабря. Ребята, которые  с этой задачей не справятся с первого раза, смогут переписать сочинение на повторном экзамене в феврале или мае.

Расписание сочинения

Начало проведения: 10.00 по местному времени.

Продолжительность проведения: 235 минут (3 ч. 55 м.)

Дата проведения

Участники

03.12.2014

  • Выпускники текущего года
  • Выпускники прошлых лет

04.02.2015

или

06.05.2015

  • Получившие по первому дню неудовлетворительный результат («незачет»);
  • Не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам;
  • Не завершившие сдачу итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам;
  • Выпускники прошлых лет

Написанные работы сразу же будут сканироваться и размещаться в региональных информационных системах обеспечения проведения ЕГЭ, доступ к которым будут иметь вузы страны.

Школьное итоговое сочинение в дальнейшем может быть учтено при приеме абитуриентов. В этом случае вузы сами оценят сочинение в баллах. Максимум за него можно будет получить 10 баллов, которые затем суммируют с баллами ЕГЭ абитуриента.

Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах при Министерстве образования и науки России уже определены пять основных направлений тем итогового сочинения для его проведения в 2014/15 учебном году:

Открытые тематические направления для итогового сочинения:

«Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)
Вопросы, заданные человечеству войной
Человек и природа в отечественной и мировой литературе
Спор поколений: вместе и врозь
Чем люди живы?

2. Сроки ЕГЭ

В 2015 году сдавать ЕГЭ все выпускники текущего и предыдущих лет смогут в 2 периода – досрочный и основной (апрель-июнь). Проведение ЕГЭ в июле не предусмотрено. Выпускники прошлых лет будут сдавать экзамены в апреле 2015 года.

В проекте федерального расписания ЕГЭ даты экзаменов досрочного периода определены в субботы.

Подать заявление на ЕГЭ необходимо до 1 февраля (на 1 месяц раньше, чем это делалось в прошлые годы).

3. ЕГЭ можно будет сдавать после 10 класса

Если в школе пройден уже весь материал (например, по географии).

4. ЕГЭ можно будет пересдавать в текущем году

Одним из важных нововведений является возможность повторной сдачи  ЕГЭ по желанию участников по всем предметам в случае получения неудовлетворительного результата ЕГЭ в дополнительные сроки в сентябре 2015 года в специализированных центрах не более одного раза.

5. Разделение ЕГЭ по математике на базовый и профильный уровни

В соответствии с Концепцией развития математического образования в РФ, ЕГЭ по математике разделен на два уровня: базовый и профильный.

Для получения аттестата о среднем общем образовании, а также для поступления в вуз, где нет вступительного экзамена по математике, достаточно сдать экзамен на базовом уровне. Для поступления в вуз, в котором математика включена в перечень вступительных испытаний, необходимо сдавать этот экзамен на профильном уровне.

Сдавая предмет на базовом уровне, выпускники должны будут доказать владение «математикой для жизни», а профильный экзамен по уровню сложности будет аналогичен ЕГЭ 2014 года.

ЕГЭ 2015 года по математике

 

Базовый

Профильный

Результат

Получение аттестата Поступление в вуз

на направления подготовки без математики

Получение аттестата

Поступление в вуз

на направления подготовки с математикой

Модель КИМ

Новая модель - 20 заданий

Модель 2014 года

Вариант оценки

5-балльная система

100-балльная система

Минимальный порог

Проект – 6-7 заданий

27 баллов

  1. В дополнение к письменной части вводиться устная часть экзамена по иностранным языкам.

При проведении ЕГЭ по иностранным языкам по желанию участника ЕГЭ в экзамен включается раздел «Говорение», в котором устные ответы записываются на аудионосители.

Максимальные 100 баллов можно получить, если выпускник сдаст помимо письменной части, которая будет оцениваться максимум в 80 баллов, также устную часть, которая будет оцениваться максимум в 20 баллов.

Поскольку ЕГЭ по иностранным языкам - узконаправленный экзамен для поступления на определенные специальности в вуз, фактически все его участники выберут устную часть.

7. Частично будут изменены контрольно-измерительные материалы

Так, в ЕГЭ по русскому языку исключена тестовая часть. По остальным предметам планируется  сокращение заданий с выбором ответов. В заданиях  уберут деление на блоки (A, B, C), останется простая нумерация.

В связи с изменениями в структуре контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2015 года будет изменена форма бланков индивидуального комплекта участника ЕГЭ 2015 года.

  1. Внесены изменения в Порядок проведения ЕГЭ.

Все они направлены на  обеспечение информационной безопасности ЕГЭ и избежание утечек контрольно-измерительных материалов.

В связи с этим  Рособрнадзор просить предусмотреть финансовые средства в бюджетах субъектов для обеспечения следующих процедур:

  1. В части видеонаблюдения в пунктах проведения экзаменов - обеспечение видеонаблюдения в режиме он-лайн от 80% до 100 % аудиторий пунктов.
  2. Для проведения устной части ЕГЭ по иностранным языкам – оснащение пунктов необходимым оборудованием компьютер, микрофон, наушники.

В связи с изменениями по ЕГЭ  перед нами стоят след задачи:

Мы просим глав администраций

  1. Взять под контроль исполнение муниципального плана подготовки и проведения ЕГЭ в текущем учебном году.
  2. Создать рабочие группы во главе с главой администрации или заместителем главы по социальным вопросам, в состав которой будут входить представители комитетов образования  и финансов, здравоохранения, полиции. Рабочей группе поручить осуществлять координацию по подготовке к ЕГЭ в муниципальном образовании.
  1. Предусмотреть в муниципальном бюджете необходимые средства для оборудования пунктов проведения экзаменов и доставки экзаменационных материалов.
  2. В пунктах проведения экзаменов в день экзамена обязательно должны дежурить сотрудники полиции или работники частных охранных предприятий. Именно они должны обеспечить пункт металлоискателями.

В бюджете комитета общего и профессионального образования заложены дополнительные средства  (5 млн. руб.) на оплату руководителей пунктов проведения экзаменов, экспертов предметных комиссий, организаторов, задействованных в выходные, на приобретение дополнительных технических средств в «Информационный центр оценки качества образования».

Также необходимы средства на дальнейшее развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры пунктов экзаменов в части видеонаблюдения для видеонаблюдения в режиме он-лайн:

- обеспечение сетевого трафика для доступа пунктов в сеть «Интернет» на скорости, позволяющей осуществлять трансляцию хода проведения ЕГЭ;
- до комплектация всех пунктов оборудованием, необходимым для онлайн трасляции ЕГЭ;
- организация технического сопровождения подготовки и проведения он-лайн видеонаблюдения.

Сумма дополнительных средств составляет порядка 25 млн. рублей. Реализацию этих мероприятий необходимо завершить не позднее 1 марта (1 апреля) 2015 года.

Просим поручить работу по обеспечению видеонаблюдения в пунктах проведения экзаменов Ленинградской области комитету телекоммуникациям и информатизации Ленинградской области как уполномоченному органу по развитию информационных  систем.

В 2015 году существенно возрастает нагрузка по проведению ЕГЭ. Сегодня подготовка к этой процедуре курируется на уровне руководителей регионов, и является межведомственной задачей.

Каждому ребенку - достойное будущее

26 августа 2014 года в регионе состоялся областной педагогический совет, в котором приняли участие члены Правительства и Законодательного собрания Ленинградской области, учителя и руководители образовательных учреждений.

Открыл это мероприятие приветственной речью вице-губернатор Ленинградской области Николай Емельянов. Он поздравил всех работников образования с наступающим днем знаний, а также  сообщил, что Александр Дрозденко не может присутствовать на этом важном мероприятии, поскольку был вынужден отправиться в Крым для подписания соглашения о сотрудничестве между Ленинградской областью и Симферополем. «Мы должны сделать все возможное, чтобы Крым стал полноценным субъектом Российской Федерации», - подчеркнул вице-губернатор.

Ленинградская область — лидер по качеству образования

В своем выступлении он особо отметил то, что Ленинградская область сегодня - безусловный лидер в сфере качества образования. Результаты ЕГЭ 2014 года показали, что знания наших учеников на несколько процентов превышают показатель знаний учеников Северо-Западного региона и Российской Федерации в целом. «Я желаю Вам в наступающем году сохранить и приумножить темп и педагогические успехи» - обратился к присутствующим Николай Емельянов.

Мероприятие началось, традиционно, с самого приятного - вручения наград выдающимся педагогам и работникам общего, дошкольного, профессионального и высшего образования. Несколько десятков отличников педагогической профессии накануне нового учебного года получили звание почетных работников образования, а также были отмечены грамотами и благодарностями от Правительства и Законодательного собрания Ленинградской области. Присутствовали на встрече и те, кто 1 сентября впервые предстанет перед учениками - молодые учителя, которые еще вчера сами были учениками.

Когда поздравления и чествования были завершены, слово было передано председателю комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергею Тарасову, который рассказал о тенденциях развития образования и обозначил основные задачи, которые ставит перед собой комитет на ближайший год.

«Завтрашний день зависит от тех, кто сегодня в детском саду, за школьной партой, в аудиториях колледжей и вузов, именно поэтому обеспечение достойного будущего ребенка является важнейшей стратегической целью региональной системы образования, при чем именно каждого ребенка» - начал Сергей Тарасов.

Он рассказал и о том, что в планах у комитета общего и профессионального образования подписать соглашение с Президентской библиотекой РФ, что положит основу целому ряду интересных образовательных проектов: конкурсов, проектов дополнительного образования, работе с талантливой молодежью.

Основная задача — создание мест в детских садах

Основной задачей, по словам Сергея Тарасова, остается создание дополнительных мест в дошкольных учреждениях в целях обеспечения доступности дошкольного образования. До конца 2014 года будет создано не менее 4439 мест в детских садах, а к 2018 году проблема очередей в детские сады на территории региона будет полностью решена. Сергей Тарасов отметил, что в Гатчинском районе вопрос с местами в детских садах будет решен к 2015 году, в Бокситогорском и некоторых других такой проблемы уже нет, однако самым проблемным районом остается сегодня Всеволожский. По инициативе Губернатора в регионе сегодня действует ряд программ по строительству детских садов, например, Детские сады в обмен на налоги, Частное государственное партнерство по строительству детских садов.

«Задачами на новый учебный год в сфере дошкольного образования станет также расширение сети муниципальных площадок для апробации муниципальных стандартов», - добавил он.

Сергей Тарасов особо отметил то, что на протяжении последних многих лет в регионе не закрылось ни одной школы. В 2013 году введены в эксплуатацию три школы, и в это году строятся еще три, при этом, улучшается их ресурсное обеспечение.

Что касается профильного образования, комитет общего и профессионального образования предлагает за каждой базовой школой закрепить куратора из Ленинградского института развития образования для обеспечения поддержки этого процесса. «Кроме того, очень важной задачей для нас является и обеспечение перехода всех образовательных организаций на обучение только в первую смену», - отметил Сергей Тарасов.

Речь в его докладе шла и о процедуре ЕГЭ в 2014 году. По его словам, нарушений процедуры проведения ЕГЭ в этом году, как и в прошлом, отмечено не было. Русский язык сдали 100% учеников области, математику не сдали лишь трое человека по области. При этом, средний балл по математике в РФ составляет 39,6 %, а в Ленобласти - 48,71%. «Это почти 10 баллов, и этот разрыв увеличился в этом году», - прокомментировал глава комитета.

Однако он отметил, что экзамены в формате ЕГЭ выявили и ряд проблем: так, если бы минимальный балл не был понижен в этом году, многие школьники не получили бы аттестата, а в некоторых районах по-прежнему остается низким уровень знаний учеников по базовым предметам, например, математике. Кроме того, некоторые ученики имеют высокие школьные отметки по тем или иным предметам, но не показывают высоких результатов на ЕГЭ. Этим направлениям в наступающем учебном году, по словам Сергея Тарасова, будет уделяться серьезное внимание.

Большинство детей области учится не "за оценки"

В своем докладе он также привел интересные результаты исследований РАНХГиС при Президенте РФ, которая провела в этом году исследование оценки качества образовательного результата. Ответы обручающихся на вопрос «Ваша цель в процессе обучения» звучали так: минимальный процент хочет в процйессе обучения получить хорошие и отличные оценки, 24% стремятся получить необходимые знания для подготовки к ЕГЭ и 66% школьников ответили, что их цель - стать образованным человеком. Кроме того, 72% опрошенных полагают, что они ответственно относятся к учебе, а старшеклассники высказывают удовлетворенность качеством знаний, полученных в школе.

В числе приоритетных направлений на будущий год у комитета по образованию и работа с одаренными детьми. По результатам Всероссийской олимпиады школьников, 10 детей из Ленинградской области стали победителями и призерами олимпиад, что больше чем в прошлом году. Помимо этого, с 2014 года введена стипендия для одаренных детей-сирот, ее уже получают многие дополнительно основным стипендиям.

«Все больше внимания уделяется в регионе адаптации детей с ограниченными возможностями, - пояснил Сергей Тарасов. - В 2015 году по инициативе губернатора будет введена новая мера социальной поддержки таких детей — студентам-инвалидам, обручающимся по программе среднего профессионального образования, будет выплачиваться дополнительная стипендия губернатора в размере 4 000 рублей». В центре внимания останутся и дети-сироты, по приобретению жилья для которых в регионе наращивается положительная динамика.

Что касается профессионального образования, то сейчас в области реализуется план действий по обеспечению промышленности области квалифицироваными кадрами. К примеру, есть соглашение с комитетом АПК о том, что для предприятий области будет приобретаться современное оборудование, которое впоследствии будет передаваться в образовательные учреждения Ленинградской области.

В завершении выступления Сергей Тарасов отметил, что практически 100% педагогов школ прошли повышение квалификации и подготовку по новому стандарту, а доля учителей в возрасте до 30 лет сегодня увеличивается: их уже 16%, хотя в пошлом году было только 12%. 260 мест подготовлены для молодых специалистов в этом году, и все эти вакансии будут заполнены.

Ирина Галкина

Сергей Тарасов: «Завтрашний день зависит от тех, кто сегодня за школьной партой»

Новый учебный год уже совсем скоро вступит в свои права, школы региона гостеприимно распахнут двери для маленьких и взрослых учеников, а для некоторых 1 сентября прозвенят первые в их жизни звонки. Кстати, таких в этом году — первоклассников, которые переступят порог школы впервые - 14429 человек. Об этом и о многом другом рассказал в интервью "Леноблинформу" председатель областного комитета общего и профессионального образования Сергей Тарасов.

- Сергей Валентинович, завершена ли подготовка школ к 1 сентября? Какие мероприятия по подготовке школ к новому учебному году были проведены?

Все 100% школ готовы к новому учебному году. В рамках подготовки образовательных организаций проводилось укрепление материально-технической базы, включая ремонтные работы, обеспечение пожарной безопасности, антитеррористические мероприятия, обеспечение санитарно-эпидемиологического состояния образовательных учреждений, а также оснащение учебным, спортивным и другим оборудованием. Всего на эти цели было направлено 1 млрд. 410 млн. 220 тысяч рублей.

- Открываются ли сегодня новые школы в регионе или, наоборот, есть тенденция к их закрытию?

В течение вот уже многих лет в Ленинградской области не закрылась ни одна школа. Конечно, чтобы устранить дифференциацию по качеству образования, ведется процесс интеграции школ в образовательные объединения, появляются филиалы, но при этом фактическое количество школ остается неизменным. Кроме того, улучшается их ресурсное обеспечение.

В 2013 году введены в эксплуатацию три школы: в поселке Кузнечное Приозерского района (350 мест), в городе Подпорожье (500 мест) и в поселке Усть-Луга Кингисеппского района (350 мест). Что касается 2014 года, в Ленинградской области строятся еще три новые школы: в городе Шлиссельбург Кировского района (на 600 мест), в поселке Вознесенье Подпорожского района (на 350 мест) и в поселке Сельцо Волосовского района (на 350 мест). Помимо этого, осуществляется строительство пристройки к школе N8 города Волхова.

- Всем ли детям хватит мест в школах региона? Какова общая численность учеников в этом году?

Все дети школьного возраста обеспечены местами в общеобразовательных организациях. Общая численность обучающихся в этом учебном году составляет 132 966 человек (почти на 2,5 тыс. больше, чем в предыдущем году), из которых 14 429 – первоклассники. Отмечу, что это на 401 первоклассника больше, чем в 2013-2014 учебном году.

- Какова на сегодняшний день ситуация с учебниками в школах области?

В 2014 году выделено 86,6 млн. рублей на приобретение учебной литературы и пополнение школьных библиотек в 351 школе области. Количество закупленной учебной литературы составило 235,194 тысяч единиц. Таким образом, обеспеченность учеников учебной литературой в новом учебном году составит 100%.

Кроме того, 1 сентября, в День знаний, каждый первоклассник получит подарок от губернатора Ленинградской области: набор из нескольких учебных пособий. Туда войдут книга «Бабочка над заливом» с занимательной картой Ленинградской области, книга «Азбука безопасной и здоровой жизни», Практическое пособие для изучения курса краеведения, световозвращающее съемное устройство (значок) и календарь первоклассника.

- Как обстоит ситуация с укомплектацией школ региона педагогическими кадрами?

Сегодня можно с удовлетворением отметить, что результатом работы по привлечению в систему образования молодых специалистов стало увеличение в 2013-2014 учебном году доли учителей в возрасте до 30 лет. Сегодня их 16% по сравнению 12,59 % в 2012 году. Однако, в новом учебном году мы ставим перед собой задачу увеличить число молодых кадров в образовании до 20%.

Кроме того, увеличилось количество выпускников школ, поступающих по целевому приему в высшие учебные заведения на педагогические специальности. Отмечу и то, что в связи с увеличением заработной платы педагогическим работникам люди, которые несколько лет назад ушли из системы образования, сегодня возвращаются и хотят работать. Это опытные и профессиональные педагоги, которые будут всегда востребованы. Практически все педагоги и руководители школ области прошли повышение квалификации и профессиональную переподготовку по вопросам реализации ФГОС.

Приоритетным в кадровой политике региона стало и развитие новых профессиональных качеств педагога в соответствии со стандартом профессиональной деятельности. На базе Ленинградского областного института развития образования, являющегося федеральной стажировочной площадкой, в новом году будет отрабатываться внедрение профессионального стандарта педагога.

Какие мероприятия проведены для обеспечения безопасности обучающихся?

Сегодня все образовательные организации Ленинградской области имеют разработанные и согласованные Паспорта безопасности и Паспорта антитеррористической защищенности, а все учреждения, подлежащие декларированию пожарной безопасности, - Декларации пожарной безопасности. Что касается противопожарной безопасности, в 2014 году на замену систем автоматической пожарной сигнализации, горючих отделочных материалов на негорючие на путях эвакуации и на прочие мероприятия было направлено 113,8 млн. рублей из областного и местных бюджетов. Помимо этого, все образовательные учреждения области оснащены системами автоматической пожарной сигнализации.

100% муниципальных образовательных организаций области охраняются сотрудниками ЧОП, вневедомственной охраной ОВО и сотрудниками ФГУП «Охрана» с помощью ТСО, а также сторожами. Отмечу, что в 2014 году количество объектов, охраняемых сторожами, уменьшилось почти вдвое.

Системами видеонаблюдения оборудована 471 муниципальная образовательная организация: 144 детских сада, 275 школ, 52 организаций дополнительного образования. Кнопка экстренного вызова установлена в 669 учреждениях. Проводится работа по обеспечению пропускного режима и контроля доступа на территорию образовательных учреждений: устанавливаются шлагбаумы, «лежачие полицейские», металлические двери, оборудованные кнопками вызова, «глазками», домофонами, кодовыми замками. Системами контроля доступа оборудованы 373 муниципальные организации.

Какую задачу на текущий год комитет образования выделяет в качестве основной?

Особой задачей для нас является переход всех образовательных организаций на обучение только в первую смену, чтобы вторую половину дня ребенок мог посвятить отдыху и дополнительному образованию. В новом учебном году решению этого вопроса будет уделяться серьезное внимание, а устранение этой проблемы будет способствовать лучшей социализации, правильному выбору профессии, повышению качества обучения и, как следствие, качества дальнейшей жизни.

Хочу добавить, что завтрашний день, безусловно, зависит от тех, кто сегодня в детском саду, за школьной партой, в аудиториях колледжей и вузов. Именно поэтому обеспечение достойного будущего каждого ребенка является важнейшей стратегической целью региональной системы образования.

Ирина Галкина