Календарь новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
  5
11
1819
  
       
 1234567890

Новости

Маэстро киноэкрана. Ушел из жизни композитор Эннио Морриконе

06-07-2020 11:31

Маэстро киноэкрана. Ушел из жизни композитор Эннио Морриконе

Самый знаменитый автор саундтреков в истории мирового кинематографа скончался ночью 6 июля в возрасте 91 года.

Эннио Морриконе широко известен как автор моментально узнаваемых саундтреков к фильмам «Хороший, плохий, злой», «Однажды на Диком Западе», «Неприкасаемые» и «Однажды в Америке». Итальянский композитор снял более 500 фильмов и прославился благодаря множеству спагетти-вестернов, в которых звучала его музыка. Но премию Американской киноакадемии получил только в 2016 году (за саундтрек к фильму Квентина Тарантино «Омерзительная восьмерка») после пяти номинаций и Почетного «Оскара» в 2007 году. Морриконе – многократный лауреат и номинант премий BAFTA и «Золотой глобус», а также обладатель собственной звезды на Аллее славы в Голливуде.

Президент Италии Серхио Маттарелла выразил соболезнования семье заслуженного композитора. «Эннио оставил глубокий след в истории музыки второй половины ХХ века», – прокомментировал он. – «Своими саундтреками он внес большой вклад в распространение и укрепление престижа Италии по всему миру».

Неделю назад Морриконе сломал бедренную кость и ночью 6 июля скончался в клинике в Риме. Адвокат композитора Джорджио Ассумма официально сообщил, что Маэстро покинул мир на рассвете и до последнего момента сохранял полную ясность ума и достоинство.

«Он попрощался с любимой женой Марией, которая сопровождала его по жизни и была рядом с ним до последнего вздоха, и поблагодарил детей и внуков за любовь и заботу, которые они оказывали ему. Эннио останется в памяти поклонников, чья поддержка всегда позволяла композитору черпать силы для творчества», – добавил Ассумма.

 

На заре блистательной карьеры

Морриконе родился в Риме в 1928 году. Свою первую композицию на трубе он написал в возрасте шести лет. В 14-летнем возрасте его приняли в престижную Национальную академию Санта-Сесилия в Риме. Там он попросил присоединиться к классу композиции, к большому удивлению своих профессоров, поскольку в этой школе классической музыки «для студента трубы было почти скандально выражать желание изучать композицию», объясняет музыковед Серхио Мицели в документальном фильме BBC 1995 года.

После окончания академии Морриконе начал писать партитуры для театра и радио. Будущего композитора наняли в качестве аранжировщика в итальянский филиал лейбла RCA; вскоре он также начал писать для поп-артистов. Песни, написанные Морриконе, стали хитами для Пола Анки, Франсуазы Харди и Демиса Руссоса, а позже и для Pet Shop Boys. Морриконе также сочинял авангардную музыку для итальянского коллектива Gruppo di Improvvisazione di Nuova Consonanza, в котором сам композитор играл на трубе.

Первые кинопартитуры Морриконе писал под псевдонимами Дэн Савио и Лео Николс. Было ли композитору, мечтавшему сочинять великую музыку, стыдно писать для большого экрана под настоящим именем? Нет, ответил Морриконе журналистке Сью Адлер в интервью для издания Cinema Papers в 1984 году: «Продюсеры хотели создать впечатление, что их фильмы были сняты в Америке. И мое имя на самом деле звучит не совсем по-американски…»
 

Успех в кинематографе

Именно музыка для кинофильмов принесла композитору наибольшую известность. Морриконе начинал в середине 1950-х как анонимный автор саундтреков для фильмов, и его музыкальные заслуги приписывались другим, но дальнейшее сотрудничество с режиссером Лучано Сальче и работа для фильма Il Federale сделало имя Эннио Морриконе узнаваемым.

Морриконе поработал почти во всех жанрах кино, и некоторые из его мелодий даже более известны, чем фильмы, для которых он их написал. «Композиции Морриконе – уникальные, вдохновленные как великими произведениями классического репертуара, так и живыми звуками повседневной жизни. Его музыка была самобытной и своеобразной, сочетала в себе звуки электрогитары, пан-флейты, колокольчиков и даже животных на фоне симфонического оркестра», – описал в 2019 году творчество итальянского композитора журнал France Musique.

Композиции 1960-х годов для «долларовой трилогии» Сержио Леоне с Клинтом Иствудом стала визитной карточкой Морриконе: сочетание симфонических элементов с выстрелами пистолетов и гитарными мелодиями взорвало жанр вестерна. «Музыка незаменима, потому что свои фильмы я могу сделать немыми. Диалоги значат мало, а музыка подчеркивает действия и чувства намного больше, чем разговор», – сказал Леоне. Морриконе же считает, что его лучшая работа стал саундтрек для фильма Леоне 1984 года «Однажды в Америке».

Эти фильмы и музыка Морриконе оказали сильное влияние на Квентина Тарантино, который пригласил итальянского композитора поработать над саундтреком к своему вестерну «Омерзительная восьмерка». Картина принесла Морриконе его первый в жизни «Оскар». Работу с Тарантино Морриконе в беседе с New York Times охарактеризовал как «идеальную … потому что он не давал мне никаких рамок, никаких указаний».

 

Оставаться верным себе

Морриконе так и не выучил английский, всегда сочинял только в своем родном Риме, и в течение многих лет отказывался покидать Италию. В конце концов, он стал путешествовать с оркестровыми концертами и иногда исполнял произведения собственного сочинения. Несмотря на то, что Морриконе много писал для Голливуда, в Соединенных Штатах композитор впервые появился только в 2007 году, в возрасте 78 лет.

Любой журналист, которому посчастливилось встретиться с Эннио Морриконе, подтвердит: к легендарному композитору не так легко подойти и пообщаться, не говоря уж о том, чтобы взять интервью. Накануне встречи его агенты высылали длинный список условий и требований. Называйте его только Маэстро (ни в коем случае не синьор Морриконе – слишком формально, и уж точно не Эннио – слишком фамилиарно). Старайтесь не говорить о его музыке для фильмов Леоне (это ведь не единственная веха его творчества), и, если вы действительно хотите вспомнить про эти картины, называйте их жанр как угодно, только не спагетти-вестерн (слишком уничижительно). И, пожалуйста, не просите Маэстро поиграть на пианино – он композитор, а не исполнитель.

Авторы: Анастасия Гергалова

Комментарии

Оставить комментарий


В мире