Календарь новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
     
      
 1234567890

Новости

О дивный новый гаджет-мир. Как помочь ребенку избавиться от компьютерной зависимости после пандемии

03-08-2020 17:16

О дивный новый гаджет-мир. Как помочь ребенку избавиться от компьютерной зависимости после пандемии

Миллионы родителей, занятых на работе, во время пандемии на несколько месяцев остались со своими детьми один на один. Выполнять рабочие обязанности удаленно и параллельно совмещать это с заботой о детях и домашних хлопотах оказалось испытанием. Справиться с неуемной энергией детей многие отцы и матери решили с помощью гаджетов. В результате, как показало исследование независимого издания ParentsTogether, за период пандемии дети стали проводить у экранов гаджетов в пять раз больше времени, чем раньше. «Леноблинформ» выяснил, можно ли все вернуть назад.

В апреле 2019 года Всемирная организация здравоохранения выпустила рекомендации по количеству времени, которое дети до пяти лет могут проводить за гаджетами без вреда для здоровья. Малышам до года диджитал-развлечения противопоказаны, а дети от года до пяти лет могут проводить за телефонами, компьютерами или планшетами не больше часа в день.

ВОЗ не уточняет ограничения по времени для детей старшего возраста, однако исследование, опубликованное в журнале Preventive Medicine Reports, доказало: чем больше дети и подростки используют гаджеты, тем хуже их психоэмоциональное состояние. Те, кто проводят за телефонами больше семи часов и вовсе становятся подверженными депрессии и тревожности.

Безусловно, гаджеты были запретным плодом и до пандемии. Поколение за поколением, дети открывали для себя новые интересные технологии, приложения и устройства, проводя все больше времени перед экранами. Однако, если до распространения вируса можно было легко сочетать активное времяпрепровождение с серфингом просторов интернета, последние семь месяцев «заточения» не оставляли альтернатив досуга для детей и тинэйджеров. Телефон, который и раньше почти не выпускали из рук, в начале этого года разве что не слился с телом.

Диджитал-переедание

Новая тенденция рождает вопрос: стоит ли родителям волноваться за своих детей, все больше погружающихся в онлайн-реальность в надежде скоротать время до момента, когда жизнь полностью вернется в привычное русло? Вряд ли. Однако, взрослые должны быть внимательны и проследить, чтобы карантинная блажь не превратилась в привычку.

Психолог и доцент Оксфордского университета Эндрю Прзыбыльски считает, что сами по себе гаджеты не несут заметного вреда здоровью молодого поколения. Умеренное использование может, наоборот, развивать социальные навыки, а ориентированные на командную работу видеоигры положительно влияют на психическое состояние.

Проблема кроется в другом: постоянное «залипание» в телефоне или планшете плохо сказывается на способности учиться и воспринимать информацию, что является критически важным фактором развития ребенка. Когда дети только и делают, что пассивно смотрят в экран, они теряют время, которое могли потратить на активный отдых, спорт, игры с друзьями и родителями. Когда гаджет становится неотъемлемой частью жизни ребенка, тот начинает сталкиваться с теми же проблемами, что и взрослые: сидячий образ жизни, ощущение одиночества и рассеянность.

Волноваться родителям стоит не о времени, которое дети проводят с гаджетами в руках, а о привычках, которые могут сформироваться в результате такого времяпрепровождения. Мозг человека обладает интересной способностью адаптироваться к новым обстоятельствам и при необходимости возвращаться в прежний формат работы спустя некоторое время, по-научному это называется нейропластичностью. Благодаря ей существует надежда, что сами по себе несколько месяцев перед экраном не приведут к развитию постоянной привычки сидеть в гаджетах.

Тем не менее, родителям не стоит уповать только лишь на природный дар мозга; крайне важно постепенно привлекать детей к прежним активностям, которыми они увлекались до пандемии, чтобы не допустить появления зависимости от девайса.

Привычка не привыкать

Как помочь ребенку не потерять связь с внешним миром, пока он находится в путешествии по онлайн-просторам? Для начала, не паниковать и не предпринимать радикальных мер. Ругать ребенка за то, что он проводит много времени в гаджете — недейственная стратегия. Намного более эффективным будет разработать балльную систему, где ребенок с помощью выполнения простых заданий (зарядки, помощи по дому, чтения и т.п.) будет зарабатывать «очки» для «покупки» времени за девайсом. Не менее важно быть хорошей ролевой моделью для своего ребенка и поощрять более активный образ жизни. Можно изменить домашнюю расслабленную обстановку, например, выделить пространство для спортивной зоны.

Изолировать детей от телефонов и планшетов не получится, да и не нужно, так как устройства могут служить отличным развивающим подспорьем. Главное — уметь грамотно разделять, какие приложения и сайты можно использовать во благо, а от посещения каких лучше воздержаться. Доктор Дженни Радески, педиатр и эксперт по вопросам детей и медиа в Мичиганском университете, предлагает родителям учитывать характер, личные качества и увлечения ребенка, когда дело касается использования девайсов.

«Вы знаете своего ребенка лучше, чем кто-либо, и, соответственно, только вы можете принять правильное решение, как и в каком количестве ему пользоваться гаджетом, — поделилась Радески с New York Times. — Например, если ваш ребенок нервный, лучше не давать ему читать новости и смотреть фильмы ужасов. Если ваш сын или дочь любит музыку, найдите приложение или игру, в которой можно петь. Например, мюзикл или саундтрек, который можно спеть вместе».

Доктор Радески призвала родителей не оставлять детей одних наедине с девайсом, желая урвать пару свободных часов, а интересоваться, чем они занимаются, и делать это вместе. Будь то аудиокнига, приложение с раскраской или игра для изучения языка — разделите эти моменты с ребенком. Создавайте связь между мультимедийным пространством и реальным миром: задавайте вопросы ребенку о том, что он смотрит или изучает. Хорошая идея: посмотреть видеорецепт какого-нибудь блюда, а затем приготовить его всей семьей.

Авторы: Анастасия Гергалова

Комментарии

Оставить комментарий


В мире