Календарь новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
67
13
21
262728
2930
             


 1234567890

В России

Режиссер Антон Сиверс: «Главное - сценарий»

21.04.2016 19:29

В конце марта фильм режиссера Антона Сиверса «Василиса» завоевал премию Ассоциации российских продюсеров кино и телевидения в номинации «Лучший телефильм». Наш корреспондент связался с режиссером, чтобы поздравить его с наградой и поговорить о кино.

Сейчас Антон Сиверс заканчивает работу над 16-серийным телевизионным фильмом «Черная кошка» про одноименную банду, криминальная слава которой гремела по всей стране в послевоенные годы. В интервью «Леноблинформу» он рассказал о том, как прошли съемки и чем он займется дальше, а заодно поделился своими мыслями о том, чего не хватает отечественному телевидению и кинематографу и почему сейчас легче снимать сериалы, чем полнометражные картины.

- Антон Александрович, поздравляем вас с наградой! Но далекому от искусства человеку сложно понять, насколько она значима и престижна. Как вы сами отнеслись к получению этой премии?

- Премия Ассоциации российских продюсеров кино и телевидения – достаточно молодая, она вручается всего четвертый год. Мы, кинематографисты, к ней ещё не привыкли. Но по реакции своих коллег я могу судить, что это престижная награда. Это хорошо, потому что у нас не так много премий, посвященных телевизионному кино, хотя очень многие современные режиссеры вынуждены уйти именно в эту нишу.

- У фильма «Василиса» есть две версии - телевизионная и киноверсия. Какая, на ваш взгляд, получилась лучше?

 - Изначально «Василиса» снималась как полноценный четырехсерийный телесериал, а позже у продюсеров возникла мысль сделать из неё полнометражный фильм. На мой взгляд, это была не очень хорошая идея, потому что на практике не удалось сократить материал без потерь. В результате кинофильм получился очень спрессованным, «одноритмичным» и поэтому скучным. Мне киноверсия «Василисы» не по душе.

На фото: Кадр из фильма «Василиса», главную роль в котором исполнила Светлана Ходченкова. 

- Расскажите о съёмках вашего нового сериала «Чёрная кошка».

- Это спецпроект телеканала «Россия». Спецпроект означает, что бюджет его богаче, чем обычного сериала, можно позволить себе больше, работать тщательнее, пригласить больше интересных актёров.  Съемки продолжались в течение полугода в Калуге. Там мы нашли подходящую натуру для изображения Москвы и Красногорска 1950-х годов, где проходит действие сериала.

По жанру это криминальная драма про то, как несколько молодых 20-летних ребят становятся бандитами, про их нравственное падение. При этом они не блатные, а обычные парни: работают на заводе, играют в футбольной команде. Их портреты висят на доске почета, и их никто не подозревает в преступной деятельности. В течение нескольких лет они очень ловко всех обманывают и ведут двойную жизнь. Главные герои – они и два работника МУРа, которые их ловят.


Костяк «Черной кошки» сыграли молодые талантливые актеры
Семен Шемес, Александр Лобанов, Денис Сухомлинов и Гела Месхи.

- А вы не боитесь, что после выхода «Чёрной кошки» ваш фильм будут сравнивать со знаменитым «Местом встречи» Станислава Говорухина?

- К сожалению, нас наверняка будут сравнивать, хотя это совершенно бесполезное занятие. «Чёрная кошка» - это другой жанр и другая тема, у нас многое основано на документальных вещах об этой банде, которую создали 20-летние ребята из Красногорска. Если говорить о сравнениях, то я бы скорее назвал «Черную кошку» своеобразными «Бесами» 20-го века.

Чтобы наших МУРовцев не сравнивали с Жегловым и Шараповым, я постарался, чтобы они не были похожи на героев «Места встречи» - выбирал актёров на эти роли так, чтобы у них не было ни малейшего сходства. Выбор пал на Игоря Петренко и Константина Лавроненко.

Кроме них в фильме снялось очень много хороших и известных актёров - Михаил Боярский, Гела Месхи, Екатерина Гусева, Алексей Шевченков, Сергей Юшкевич, Маша Андреева. Съемки и монтаж сериала уже закончены, осенью он должен выйти на экраны. Недавно я представил продюсерам свою версию монтажа и теперь жду поправок от них. После этого предстоит работа над звуком и компьютерной графикой.


Михаил Боярский и Дмитрий Соломыкин в новом сериале «Чёрная кошка» – отец и сын.

- Чем вы займетесь, когда полностью завершите работу над этим проектом?

- Уже сейчас я читаю много сценариев, которые мне присылают продюсеры Критерий такой - выбирая новый проект, я в первую очередь смотрю на сценарий, а потом уже на все остальное.

- И как вы оцениваете уровень современных сценариев?

- Уровень ужасен - со сценариями просто беда, хороших сценаристов мало. Есть профессионалы, но даже они иногда просто не успевают хорошо писать, болезнь времени - все поставлено на поток. Мы хотим творить, но для кого-то это просто бизнес. И тем продюсерам, которые тоже хотят заниматься творчеством, необходимо выживать, значит, они вынуждены играть по правилам этого бизнеса, постоянно экономя деньги и время.

- Может быть, в этой ситуации лучше работать в постоянном тандеме с каким-то уже проверенным сценаристом, с которым прежде получалось снять хорошее кино?

- Да, и если есть такая возможность, то я ее не упускаю. Например, сценарий «Чёрной кошки» написал мой друг Олег Маловичко, с которым мы работали над фильмом «Дом на обочине». Он очень хороший сценарист. Но сейчас сложно работать в паре. Это в «золотые времена» кино люди могли позволить себе вдумчиво и по нескольку лет вынашивать какую-то идею, а потом так же вдумчиво и неспешно ее реализовывать…

- А как снимают кино сейчас?

- Есть такое понятие – выработка, то есть количество минут, которые необходимо отснять за день. Ее норму определяет продюсер в зависимости от финансирования. Со времён моего прихода в кино эта норма не уменьшается, а наоборот, год от года стабильно растет. Когда мне предлагают новый проект, то один из моих первых вопросов - о норме выработки. Обычно называют цифры не меньше 7 минут в день. На «Чёрной кошке» у меня была «элитная выработка» - 6,5 минут в день. О такой можно только мечтать, для сериала это по сегодняшним меркам мало. Но на самом деле это очень много, фильм приходится снимать в стремительном темпе. Как пример – на фильме «Поцелуй бабочки» или «Качели» у нас была выработка порядка 2 минут в день. Тогда получается более качественное кино.

- Ваши последние работы – 4-серийный фильм «Спасайся, брат!» и еще не вышедшая «Черная кошка» сняты для телевидения. Вы надолго сосредоточились на съёмках сериалов или вернетесь к полнометражному кино?

- Сложно сказать. В сегодняшних условиях запустить съёмки полного метра очень непросто. Хотя бы потому, что при запуске проекта для кинопроката сразу встаёт вопрос об охвате аудитории, ведь картина должна финансово себя оправдать. Режиссёр должен «угодить» очень большому спектру зрителей, начиная с самых молодых, которые преимущественно и ходят в кино, и заканчивая людьми солидного возраста. Добиться этого тяжело, в конечном итоге может получиться «попса».

В телевизионном кино нет необходимости охватывать широкую аудиторию, адресность телевизионного фильма более прицельная – каждой категории зрителя своё кино. Поэтому здесь больше выбора и больше свободы: например, я могу выбрать жанр мелодрамы и снимать только для тех, кто любит именно этот жанр, или выбрать детектив и снимать прицельно для поклонников детектива. На сегодняшний день съёмки сериалов - это в какой-то степени даже более творческая и более честная работа по сравнению с полнометражным кино.

Кроме того, сейчас нет средств для создания полнометражных картин в том объёме, в котором они были раньше.

- Если сравнивать вас с другими режиссерами, то одна из отличительных черт большинства ваших фильмов – отчетливо звучащие православные «нотки». Какую роль играет вера в вашей жизни и вашем творчестве?

- Когда человек верит, то вектор его действий тоже фокусируется в этом направлении, отражаясь и на творчестве, и на всем остальном. Я рад, если это заметно в моих фильмах.

В «Василисе» действие фильма происходит в то время, когда люди действительно верили, «без дураков», без рефлексии и сомнений, присущих современному человеку. Я стараюсь верить так же и поступать сообразно вере и убеждениям.

Если вспоминать о конкретных случаях, когда это отразилось на работе, то могу привести такой пример. В сериале «Вербное воскресенье» я изменил первоначальный сценарий. Он был очень хороший, за исключением финала, и когда я его прочитал, то содрогнулся, потому что в конце истории была месть - обиженные герои мстили своим обидчикам. Для меня было неприемлемо снимать такое кино, во мне все против этого сопротивлялось. Слава Богу, продюсеры позволили переделать сценарий и адаптировать его под мое мироощущение и мировоззрение. Сохранив все интриги фильма, я переписал финал так, чтобы в нем не было мести.

- Когда вышло «Вербное воскресенье», то вы рассказывали в одном из интервью, что перед началом съёмок по вашей просьбе был отслужен молебен Иоанну Кронштадскому. Вы заказываете молебен перед началом каждой работы?

- Да, это был не единственный случай, когда перед съемками служили молебен. Кроме того, я беру благословение у своего священника на любые съемки. В случае с «Чёрной кошкой» я также советовался с батюшкой - все-таки это кино про бандитов, там в каждой серии по пять раз льётся кровь. Я рассказал сюжет и поделился своими опасениями. Духовник меня поддержал, сказав, что я все равно сниму все по-своему, но предостерёг, чтобы в фильме я «не скатывался до назиданий».

- А какой фильм вы бы сняли, если бы получили полную творческую свободу без оглядки на веяния времени и волю продюсеров?

- Не скажу (смеётся). Конечно, как у каждого режиссёра, у меня есть мечты, которые лежат в «чемоданчике», хранятся в папках и записных книжках. Но нет возможности остановиться и потратить несколько лет, чтобы разработать и пробить свою идею. И все же я надеюсь, что какие-то свои мечты мне удастся когда-нибудь воплотить. 


Антон Сиверс за работой.

Автор: Ксения Казанкова

Комментарии

Оставить комментарий
Подписаться на все комментарии

В России