Календарь новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
67
1314
192021
22232425262728
2930
             


 1234567890

Новости Ленинградской области

Авария на льду: кто виноват?

05.02.2016 18:12

Правила дорожного движения, которые, как говорят, «написаны кровью», требуют от водителей готовности к любым неожиданностям. Будь то яма, глубокая лужа, наледь или каша из снега – человек за рулем обязан все предвидеть, вовремя отреагировать и принять меры, чтобы избежать ДТП. Но всегда ли это возможно, и нет ли хоть части вины за произошедшие на плохой дороге аварии на тех, кто обязан следить за ее покрытием?
«Леноблинформ» решил разобраться, имеет ли право водитель предъявлять претензии к качеству дорожного покрытия. Кому и на кого в таких случаях жаловаться?

Наледь преткновения

В соцсетях федеральную трассу «Скандинавия» часто именуют «дорогой смерти». И есть за что. К таким причинам как узкое дорожное полотно, сложность пути, отсутствие знаков, да и банальная водительская невнимательность, зимой прибавляется еще одна — опасная наледь на отдельных участках дороги.

Свежий пример - 30 января в Выборгском районе, на 158-м километре автотрассы «Скандинавия», произошло крупное ДТП с участием автобуса «Скания» и автомобиля «Вольво» с полуприцепом. В результате аварии пострадало 22 человека.

Как сообщает областная прокуратура, по данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 264 УК РФ о нарушении водителем правил дорожного движения, если причинен вред здоровью человека. По этой статье можно попасть в тюрьму на три года.

Но была признана не только вина водителя. В тот же день сотрудники дорожно-патрульной службы выявили недостатки в содержании трассы и составили соответствующий акт, указав, что на проезжей части имеется гололед, участок дороги не обработан противогололедными материалами, что является нарушением требований Госстандарта. Участники и очевидцы ДТП подтвердили наличие наледи.

На инцидент сразу же отреагировала Выборгская городская прокуратура, проведя свою проверку. Как выяснилось, обязанности по содержанию аварийного участка, в соответствии с госконтрактом, возложены на ООО «ЕвроТрансСтрой». Однако его должностные лица палец о палец не ударили, чтобы обезопасить дорожное движение в зимний период, тем самым нарушив права и интересы других людей.    

В отношении этой компании прокуратура вынесла постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 12.34 КоАП РФ (несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог). Гендиректора обязали устранить нарушения и привлечь виновных к ответственности.

По указанной статье должностные лица наказываются штрафом от 2 до 3 тысяч рублей, а юридические лица — в размере 300 тысяч рублей.

Не всегда виноват только водитель

У нас есть и свой печальный пример: в прошлом году сотрудница нашей редакции попала в аварию на Кольцевой автодороге, проехав по снежной каше, под которой был лед. Водитель не пострадала, вреда никому не причинила, но ее машину пришлось «сдать в утиль». При этом журналист признала виновной только себя – мол, не соблюла дистанцию, не учла, что под колесами настолько скользко. Но может, ей следовало прицепиться к дорожникам и вытрясти с них компенсацию?

Когда можно и нужно доказывать, что виноват не водитель, а сотрудники дорожных служб?

На интересующие нас вопросы ответила юрист из Общества защиты прав потребителей Мария Свиридова.

«Конечно, в подобных случаях водитель имеет право предъявить претензии дорожным службам и потребовать компенсацию ущерба, - поясняет юрист. - Бывает, что машина провалилась под асфальт, стукнулась об люк, на нее свалился снег с мостового перехода (как было со мной), или она неудачно прокатилась по наледи и повредилась. Во всех таких ситуациях нужно остановиться и ни в коем случае не покидать место аварии до прибытия сотрудников ГИБДД, которые обязаны зафиксировать в протоколе все обстоятельства происшествия, включая наличие наледи, разбитого асфальта и тому подобное. Это обязательно, иначе потом ничего не докажешь! Далее водителю следует выяснить два вопроса — кто является балансодержателем данного участка, а кто его эксплуатирует (убирает, чистит, ремонтирует). Это две разные организации — первая заключает договор со второй на содержание и эксплуатацию дороги. Как правило, такой информации нет в свободном доступе, и обращаться за ней придется в местный департамент транспорта и управление по дорожному хозяйству».

Мария Свиридова объяснила, что, в соответствии с Гражданским кодексом, пострадавший автомобилист вправе потребовать возмещения ущерба как со стороны организации-балансодержателя автодороги, так и со стороны эксплуатирующей организации. Сначала, в досудебном порядке, необходимо написать заявления на два адреса, в котором подробно описать все детали и обстоятельства, потребовав добровольно возместить причиненный ущерб. В случае отказа следует обращаться в суд.    

«Размер компенсации зависит от полученных повреждений, - продолжает юрист. -  Стандартная сумма равна стоимости ремонта машины. Но если причинен вред здоровью, речь идет о других деньгах. Можно только поцарапать бампер, а можно и в больницу лечь. Все очень индивидуально».

По словам Марии Свиридовой, если владельцем машины является не сам водитель, а юридическое лицо (к примеру, когда в ДТП попал водитель пассажирского автобуса), то и тогда действовать нужно аналогично. Автопарк тоже вправе потребовать компенсацию. Но в любом случае причина аварии должна быть доподлинно установлена уполномоченными органами».

Автор: Михаил Козлов

Комментарии

Оставить комментарий
Подписаться на все комментарии

Новости Ленинградской области