Календарь новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
67
1314
18192021
22232425262728
2930
             


 1234567890

Новости

Кадастровый учет: быстрее и удобнее для населения и бизнеса

10.04.2015 12:53

В конце марта на заседании коллегии Росреестра подвели итоги работы в прошлом году и обозначили планы ведомства на 2015-й год. В приоритетах – сокращение сроков оказания государственных услуг, увеличение доли электронных услуг, реализация программы по созданию благоприятных условий для развития рынка недвижимости. Филиал кадастровой палаты по Ленинградской области в прошлом году работал с опережением общероссийских плановых показателей, но сделать еще предстоит немало.

Коллегия состоялась при участии Министра экономического развития Алексея Улюкаева и под руководством главы Росреестра Игоря Васильева. В заседании также приняли участие руководители подведомственных организаций службы - Федеральной кадастровой палаты, Центра геодезии, картографии и ИПД, Ростехинвентаризации – Федерального БТИ, сотрудники Федеральной налоговой службы и Счетной палаты РФ.

В период сложной экономической ситуации особенно важен порядок в работе государственной системы. От быстрой и слаженной работы органов государственной власти зависит экономическое развитие и социальное благополучие граждан. Для стабильного экономического роста необходимы соблюдение законов, а также прозрачность работы государственной системы и ее удобство для граждан. Поэтому сокращение числа административных барьеров, диалог власти, бизнеса и гражданского общества, общее эффективное функционирование государственной системы остаются приоритетными целями государственной политики. Министерство экономического развития РФ, в чью структуру входит Росреестр, считает одной из своих главных задач оптимизацию работы подведомственных государственных органов с целью создания условий для инвестиционного климата и эффективной защиты прав собственности. Эти установки были еще раз подтверждены на заседании 26 марта.

- Качество базовых услуг гражданам существенно повысилось, сформирована единая система регистрации прав. В совокупности с наиболее важными для нас принятыми федеральными законами, проделанная работа позволила существенно продвинуться в рейтинге Doing Business, - отметил на коллегии Росреестра Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев.

Теперь из списка обязательных для заявителя процедур по регистрации права собственности исключили нотариальное удостоверение копий учредительных документов продавца и покупателя. Сокращение сроков проведения регистрационных действий также повысило позиции России в рейтинге. Все это способствовало доведению услуги по регистрации права собственности в РФ до уровня мировых стандартов. В докладе Doing Business-2015, в разделе «регистрация собственности» Россия заняла 12-е место из 189 стран, улучшив свой показатель на пять позиций.

Государственные услуги в электронной форме должны быть доступны и понятны всем

Сроки оказания государственных услуг в Росреестре и Федеральной кадастровой палате сокращаются с опережением плана. В 2014 году средний срок проведения государственной регистрации прав составил 12 дней, постановки на государственный кадастровый учет – 10 дней. При этом в плане развития в 2014 году по обеим услугам предусмотрен срок в 15 дней, а законодательством до 31 декабря 2014 года был установлен обязательный срок в 18 календарных дней. С 2015 года срок оказания услуг по государственной регистрации прав и кадастровому учету недвижимости законодательно сокращен до 10 рабочих дней. До 2018 года планируется постепенное сокращение сроков государственной регистрации прав – до 7 дней, постановки на государственный кадастровый учет – до 5 дней.

Вторым важнейшим направлением для оптимизации системы регистрации прав и государственного кадастра недвижимости остается перевод государственных услуг в электронную форму и повышение доли услуг, оказанных через интернет. На заседании коллегии руководитель Росреестра Игорь Васильев подчеркнул, что одной из главных задач федерального ведомства остается развитие электронных сервисов и информационных систем для оказания государственных услуг, расширения возможностей межведомственного электронного взаимодействия.

В целом по России в прошлом году в электронном виде было оказано 28% услуг Росреестра. В паланах – уже в 2016 году в электронной форме должно обеспечиваться 65% услуг Росреестра и кадастровой палаты. В 2014 году модернизирован официальный портал Росреестра – получение электронных услуг Росреестра для населения и бизнеса стало более понятным и удобным. В 2014 году увеличилось количество пользователей портала и составило 7,4 млн (в 2013 году – 5,7 млн). В Филиале кадастровой палаты по Ленинградской области достаточно высоки такие показатели, как предоставление сведений из ГКН в электронной форме – 61% при плане в 60%, области доля электронных услуг по кадастровому учету недвижимого имущества по постановке на учет составила 32% (при плане в 15% на 2014-й год). Тем не менее, общий объем поданных гражданами заявлений через интернет остается сравнительно низким.

На сегодняшний день небольшое число заявлений в электронном виде на предоставление услуг кадастровой палаты объясняется несколькими факторами. Общий портал Росреестра пока еще не имеет полного спектра функций, необходимых для реализации всех услуг, связанных с кадастровым учетом. На данный момент еще не отлажена система подачи электронных заявлений на предмет технической ошибки, учета изменений, снятия с учета, внесения ранее учтенного объекта недвижимости. Кроме того, многие услуги требуют электронно-цифровой подписи (ЭЦП), которая сейчас есть далеко не у всех граждан России и жителей Ленинградской области, особенно это касается старшего поколения. Рост числа услуг Росреестра в электронной форме активизирует также возможность подачи документов на государственную регистрацию прав в электронном виде, которая будет реализована во втором квартале этого года.

Между тем, граждане зачастую пренебрегают очевидными выгодами электронных услуг – кроме экономии времени при возможности подать необходимое заявление из дома, электронные услуги Росреестра в ряде случаев стоят значительно дешевле «бумажных». В настоящее время в кадастровой палате по Ленинградской области разрабатываются меры по стимулированию граждан (как для физических, так и для юридических лиц) к переходу к государственным услугам в электронной форме.

В 2015 году ведомство проведет большую работу по централизации баз данных ЕГРП, результатом которой станет создание централизованных баз в каждом регионе Российской Федерации. Таким образом, к концу 2015 года будет создано 85 баз данных ЕГРП. Среди основных задач ведомства на 2015 год – автоматизация процесса выявления и контроля исправления ошибок в сведениях ЕГРП и государственного кадастра недвижимости.

Налог на недвижимость теперь считается с кадастровой стоимости

В условиях дефицита бюджета возросла роль Росреестра в системе налогообложения, в первую очередь в связи с начислением налога на имущество исходя из кадастровой стоимости. В 2014 году в целях формирования качественной базы для начисления этого налога Росреестр завершил сопоставление сведений ЕГРП и государственного кадастра недвижимости (ГКН). Актуальный вопрос кадастровой стоимости требует отдельного рассмотрения в публикациях. Как справедливо определить цену недвижимости – дома, квартиры или земельного участка? Факторов очень много. В настоящее время Росреестр придерживается позиции выбора оценщиков, определяющих стоимость, через открытые конкурсы. Сейчас независимых оценщиков выбирают на аукционах, как и при организации госзакупок. Повышению качества государственной кадастровой оценки могло бы способствовать утверждение единой методологии проведения оценок. На сегодня единого мнения среди экспертов по вопросу оценки кадастровой стоимости нет - тема остается дискуссионной. По итогам мартовской коллегии принято решение сформировать предложения по повышению качества проведения государственной кадастровой оценки для дальнейшего их направления на рассмотрение в Минэкономразвития России. 

По завершению коллегии руководитель Росреестра Игорь Васильев отметил, что в 2015-м году главной задачей ведомства остается работа по достижению целевых показателей и стандартов качества обслуживания, которые определены в «дорожной карте» и Федеральной целевой программе «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости».

Фёдор Резванов

Комментарии

Оставить комментарий
Подписаться на все комментарии

Новости