Календарь новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
     2
8910
1617
293031
             


 1234567890

Суд да дело

После признания сжечь: как казнили на Руси

13.09.2016 19:06

В сентябре миновало ровно 20 лет с того момента, когда в России в последний раз была применена смертная казнь. Не смотря на то, что сегодня действует мораторий на применение высшей меры наказания, многие граждане и государственные деятели выступают за ее возрождение – их возмущает мысль о том, что маньяки, убийцы детей и террористы продолжают жить за счет налогоплательщиков. Все чаще в сети можно увидеть ожесточенные комментарии «сжечь его!» или «таких нужно вешать!». В этой статье мы предлагаем вам экскурс в те времена, когда подобные наказания были реальностью, и приговор приводился в исполнение немедленно.

Наказания прошлых времен были своего рода социальной рекламой, с помощью которой власти вселяли в людей страх и заставляли повиноваться своей воле. Смертная казнь является одним из наиболее древних видов наказа­ний. Ее прообразом стал обычай кровной мести, когда люди жили по принципу «зуб за зуб», и смерть считалась справедливым возмездием за убийство другого человека.

Итак, каким же образом на Руси поступали с теми, кто преступил закон?

Утопление

Этот вид казни применялся в Киевской Руси и Московском государстве в случаях массовой экзекуции (например, после сражений) – пленных выстраивали на берегу реки, ударяли дубиной по затылку и отпускали в последний путь. Но были и единичные случаи. Так, в Древней Руси, посредством утопления казнили вероотступников (то есть христиан) - их зашивали в мешок и бросали в воду. Стоит отметить, что для христиан казнь через утопление, в отличие от сожжения, считалась самой позорной.

Любопытно, что за отцеубийство и матереубийство в эпоху Судебников (15-17 века), утопление совершали вместе с петухом, котом, собакою и ужом. Такое необычное соседство носило сакральный характер – к примеру, собака  символизировала неуважение приговоренного к своим родителям (ведь щенок слеп первые девять дней своей жизни), змея означала горе родителей казнимого, петух – само преступление, а кошка – традиционный символ нечисти и распутства.

Часто прибегал к утоплению жестокий Иван Грозный: он не только неоднократно топил жен своих врагов, но и не остановился перед казнью своей молодой жены, которая имела неосторожность изменить ему. Несчастную привязали к саням и загнали лошадь в глубокий пруд.

Сожжение

Наиболее распространенным видом каз­ни в Средневековой Руси было сожжение заживо. Преступников сжи­гали на обыкновенном костре или в деревянном срубе, иногда предва­рительно заключив в железную клетку. Князья и высокопоставленные священнослужители сжигали провинившихся за хулу православной веры, ересь и колдовство. При этом, главной целью казни были не только страдания казнимых, но и уничтожение «нечистой силы».


Сжигание ведьм у замка Рейнштейн Сжигание ведьм у замка Рейнштейн близ г. Бланкенбург. 1555 г.

В качестве ужесточения наказания, осужденных сжигали на медленном огне, либо окуривали специальными едкими составами. Эффект от этого был следующий: у жертвы вылезали все волосы, а тело медленно таяло, словно воск.

В эпоху Петра казнь через сожжение стала применяться и  по отношению к фальшивомонетчикам. Их, кстати, наказывали и другим способом – заливали в рот расплавленный свинец или олово.

Последний в России приговор к смертной казни через сожжение был вынесен Андрею Козицыну, обвиненному в колдовстве в 1762 году. Для сравнения, в Европе последнее сожжение человека заживо произошло в 1804 году.

Закапывание

Закапывание живьем в землю применялось в 17-18 веке к женщинам, которые убили своих мужей. Осужденную закапывали по плечи в людном месте и приставляли к ней стражника, который следил, чтобы никто не проявлял к ней милосердия – не давал воды или хлеба. Но зато поощрялось проявление ненависти и презрения – каждый мог подойти к несчастной, чтобы плюнуть в нее или даже пнуть.  

Казнь проходила мучительно: стоящего в толще земли человека постепенно охватывало глубокое охлаждение, затем ему становилось все труднее дышать. Если требовалось ускорить процесс, то палач утрамбовывал землю вокруг жертвы, и она умирала через несколько часов от недостатка воздуха. Но обычно казнь длилась целыми сутками, и самым жутким случаем в истории считается казнь крестьянки Ефросиньи, которая была закопана 21 августа и умерла только 22 сентября.

Четвертование

Четвертование считалось одной из самых постыдных казней и назначалось за государственные преступления. Происходила казнь следующим образом: приговоренному отрубали ноги, затем руки и только потом голову. Так были казнены, к примеру, Степан Разин и Емельян Пугачев. Однако последнему удалось избежать подобной участи: палач проявил к нему сочувствие и сначала отрубил голову, а уж потом лишил конечностей. Это четвертование было последним в истории России, так как более поздние приговоры были заменены на повешение (например, казнь декабристов в 1826 году).


Этюд к картине Степан Разин. Сергей Кириллов, 1986 г.

Этот вид казни имеет свои корни в языческой Руси: руки и ноги преступника привязывали к склоненным деревцам, которые затем отпускались, разрывая тело пополам. По византийским источникам, так был убит древлянами князь Игорь в 945 году за то, что хотел дважды собрать с них дань. 

Кипячение

Все знают сказку «Конёк-Горбунок», в которой Иван стал писаным красавцем, окунувшись в кипящее молоко,  кипяток и холодную воду. Однако реальность более жестока.  

Сваривание заживо было особенно популярно на Руси во времена царствования Ивана Грозного, и применялось оно к государственным изменникам. Приговоренного сажали в котел, наполненный маслом, вином или во­дой (по настроению великого государя), закрепляли его руки в специальных кольцах, ставили на огонь и постепенно нагревали жидкость до кипения.

Существовала и другая разновидность этой казни: осужденного попеременно обливали то крутым кипятком, то холодной водой. От этой процедуры с человека слезала кожа, что и приводило к смерти.

Колесование

Широкое распространение колесование получило в эпоху Петра I. Приговоренного привязывали к закрепленному на эшафоте бревенчатому кресту, затем палач железным ломом наносил один удар за другим, постепенно переламывая кости на сгибах рук и ног.

Работа плача завершалась двумя-тремя точными ударами в живот, после которых переламывался хребет.

После казни раздробленное, иногда еще с признаками жизни тело казненного, клали на горизонтальное колесо, и в таком положении оставляли умирать.

Последний раз такая казнь была применена на Руси к участникам Пугачевского бунта в 1775 году.

Посажение на кол

Посажение на кол, как и четвертование, применялось главным об­разом к бунтовщикам и государственным преступникам — «воровским изменникам». Посажение на кол было одной из самых мучительных казней: сначала палач вбивал молотком кол в тело человека, затем его ставили вертикально.

Под тяжестью тела казнимого, кол медленно проникал в его внутренно­сти и выходил наружу через грудь или между лопатками. Для увеличения мучений на колу делалась перекладина, которая задерживала опускание тела и тем самым замедляла смерть, доставляя осужденному ужасные стра­дания.

Иногда во время сидения преступника на колу, с ним проводился последний допрос, а священник давал напутствие.  

Гораздо быстрее такая казнь проводилась в отношении насильников и матерей-детоубийц –  им вбивали кол прямо в сердце.

«Экзотические» казни

Особенно жестокими были наказания в XVI веке во времена правления Ивана Грозного. Русские люди видели в нем воплощенного Антихриста, посланца сил тьмы, ибо такого до него на Руси никто не творил.

Один из его любимых видов казни - зашивание осужденного в медвежью шкуру (называлось это «обшить медведно»), и затравливание его собаками. Так был казнен новгородский епископ Леонид, по обвинению в измене великому князю.

Иван Грозный не просто увлекался изобретением нестандартных казней, но и привносил в процесс «черный» юмор.  Так, известен случай, когда  дворянина по фамилии Овцын он повесил на одной перекладине с овцой. А нескольких провинившихся перед ним монахов он приказал привязать к бочке с порохом и взорвать - пускай, мол, они, подобно ангелам, сразу летят на небеса. 

Современному человеку все эти зверские способы расправы над преступниками кажутся немыслимыми и чрезмерно жестокими. Угасание подобных методов правосудия началось в эпоху правления Екатерины II – казни стали уступать место наказаниям, ограничивавшим свободу - тюремному заключению, ссылке и каторге. В последующие годы смертная казнь применялась только в двух видах – повешение и расстрел, и назначалась только за важнейшие государственные преступления.

Тем не менее, до сих пор в нашем языке сохранились выражения, значение которых раньше было известно лишь палачам и их жертвам. Так, иногда мы говорим «узнать всю подноготную», а это не что иное, как пытка иглами, которые запускались под ногти рук и ног обвиняемого. Приглашая кого-нибудь присесть, мы уверяем, что «в ногах правды нет», даже не подозревая, что это трагическое замечание обязано своим происхождением такому наказанию, как правеж, когда виновных босыми ставили на снег, а потом били по щиколоткам палками. Теперь эти фразы уже не вселяют в нас ужаса, а кажутся просто меткими народными поговорками, за которыми, однако, стоит многолетняя история человеческих страданий.   

Елена Самсонова

 

Комментарии

Оставить комментарий
Подписаться на все комментарии

Суд да дело