Новости

Календарь новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
67
1314
2021
22232425262728
2930
             


 1234567890

Новости УФАС

Александр Плетешков: «Мы решаем проблемы ЖКХ с помощью антимонопольного регулирования»

20.08.2018 16:50

Выбор управляющей компании, недискриминационный доступ к благам цивилизации, ремонты текущие и капитальные – каким образом работает рынок ЖКХ, для потребителей часто остается «за кадром». О состоянии конкурентной среды в этой сфере «Леноблинформу» рассказал руководитель Ленинградского УФАС России Александр Плетешков.

– Александр Николаевич, насколько развит в Ленинградской области рынок ЖКХ?

– Рынок жилищно-коммунальных услуг характеризуется наличием конкурентных и неконкурентных (монопольных) сфер деятельности. Если говорить о первой сфере – это, прежде всего, управляющие компании, подрядные организации, осуществляющие какие-либо ремонтные работы, – здесь конкуренция развита достаточно. Если говорить о второй сфере, то она, к сожалению, монополизирована субъектами естественных монополий – электросетевыми организациями, поставщиками газа, воды и прочих коммунальных ресурсов.

Тем не менее, согласно Национальному плану развития конкуренции, понятие субъект естественных монополий должно со временем уйти из обихода и даже на этих рынках по замыслу должны появиться частные компании. И одной из предпосылок создания конкурентной среды должна стать приватизация государственных и муниципальных унитарных предприятий, работающих в данной сфере. Это обеспечит равные юридические права для всех участников рынка, а также будет способствовать привлечению частного капитала в ЖКХ.

– Уровень монополизации рынка ЖКХ во многом определяется типом района или населенного пункта. Как обстоят дела в Ленинградской области?

– Наш регион я бы характеризовал весьма перспективным в этом плане. Даже сейчас в Ленобласти более 40% учреждений соц.обслуживания имеют частную форму собственности. В перспективе ГУПы и МУПы и вовсе должны уйти с товарных рынков.

– Какие проблемы в этой сфере стоят наиболее остро?

– Конечно же, основные проблемы связаны с монопольной сферой. К нам в управление поступает огромное количество жалоб на нарушение правил подключения к электросетям, сетям водо-и теплоснабжения. Бывает, что люди по нескольку лет добиваются электричества или иного ресурса. Причины разные – иногда сетевая организация затягивает сроки, иногда люди приобретают земельные участки, невнимательно изучив договор. А впоследствии выясняется, что сетей там нет или сети есть, но они принадлежат какому-то предпринимателю, который за подключение берет нереальные деньги. Нередко поступают заявления на ограничение подачи того или иного ресурса из-за задолженности управляющей организации перед поставщиком. И с помощью инструментов антимонопольного регулирования эти проблемы мы решаем. Медленно, но дело сдвигается в лучшую сторону.

– А каково состояние конкурентной сферы на рынках управляющих компаний и подрядчиков?

– В этой сфере конкуренция достаточно развита. На рынке ЖКУ в Ленобласти представлено достаточно управляющих компаний. Мы видим это по количеству жалоб, поступающих на органы местного самоуправления при проведении конкурсов по отбору управляющих компаний для управления жилым фондом. Стоит отметить, что в рамках этой процедуры мы рассматриваем жалобы только от хоз.субъектов, а не от жильцов МКД. Что касается выбора подрядных организаций для проведений капитального ремонта областного жилого фонда, здесь тоже конкурентная картина вполне насыщенная. Фонду капитального ремонта, который выступает организатором конкурсных процедур, есть из кого выбирать.

Статистика в этом направлении следующая: в 1 полугодии 2018 года из рассмотренных 48 жалоб по 13 пришлось как на действия организаторов торгов по отбору управляющих компаний, так и на торги по выбору подрядных организаций. В сфере управления МКД 7 жалоб обоснованы, доводы по 6 жалобам не подтвердились. При анализе жалоб на торги по выбору организаций для проведения капитального ремонта областного жилого фонда лишь одна жалоба признана обоснованной, в остальных случаях организатором торгов требования законодательства были соблюдены.

– Много ли нарушений при проведении таких торгов?

– Если говорить о выборе управляющих компаний, то да, зачастую Администрации при проведении конкурсов не выполняют требования нормативных актов, тем самым ущемляя интересы управляющих компаний – участников торгов. В этом случае выдается предписание о необходимости исправить нарушения и провести конкурс так, как того требует закон. При выборе подрядчиков для ремонтных работ нарушения со стороны организатора торгов тоже встречаются.

– А что можно сказать об участниках рынка – управляющих компаниях и подрядных организациях, насколько добросовестно они исполняют свои обязательства?

– Насколько добросовестно работают управляющие компании, мы судить не можем. А вот на подрядные организации, выбранные Фондом капитального ремонта, жалобы от заказчика поступают. В рамках компетенции антимонопольных органов мы можем рассмотреть вопрос о включении подрядчика в Реестр недобросовестных подрядных организаций.

Время от времени к нам поступают заявления от Фонда о признании той или иной компании уклонившейся от заключения или от исполнения договора. Однако такие заявления мы редко поддерживаем. Например, компания с задержкой на день-два предоставляет банковскую гарантию, но в целом является добросовестным и проверенным участником рынка. Или же компания не может приступить к ремонту кровли по причине проливных дождей, когда крышу латать невозможно. Но потом подрядчик все оперативно делает. В данном вопросе мы опираемся на постановления кассационного суда 2001 и 2002 годов, в которых говорится, что допущенное нарушение должно быть действительно злостным. За этот и прошлый год мы лишь две организации внесли в «черный список». Таким образом, с точки зрения антимонопольного регулирования, я бы не назвал эту область очень проблемной.

Автор: Татьяна Туктамышева

Комментарии

Оставить комментарий
Подписаться на все комментарии

Новости УФАС