Календарь новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
     2
8910
1617
293031
             


 1234567890

В России

Россия-2016: в поиске экономического «дна»

03.02.2016 11:09

Почему эксперты предполагают, что 2016 год окажется гораздо лучше, чем 2017-й?

Что ждет нас в наступившем году? Поводов для тревоги достаточно. Затянувшийся экономический кризис в условиях международных санкций и антисанкций. Падение рубля на фоне изрядно погнувшейся «нефтяной иглы», на которой Россия крепко «сидела» последние десятилетия.

О том, как все это отразится на нашей жизни в 2016-м и в последующие годы, рассуждали на прошлой неделе политологи, политические психологи и социологи на экспертной конференции в региональном отделении ТАСС в Санкт-Петербурге.

СВОБОДНОЕ ПАДЕНИЕ…

Говорят, что министра экономического развития России Алексея Улюкаева сегодня в околокремлевских кругах именуют не иначе как «водолазом» за его регулярные заявления о том, что вот теперь-то наша страна точно достигла экономического дна, и в дальнейшем ее ожидает толчок и неизбежный подъем.

«То ли у нас дно опускается, то ли мы нашли, куда можно падать с этого дна, но улучшений ждать в этом году точно не приходится», – комментирует прогнозы министра политолог Игорь Павловский.

По прогнозам российского правительства, падение экономики в 2016 году ожидается на уровне 0,8%. Эксперты Международного валютного фонда утверждают, что этот показатель «свободного падения» достигнет полного процента.

Кроме того, в ближайшее время не стоит ожидать резкого повышения спроса на нефть или укрепления национальной валюты. Дорожает нефть – укрепляется рубль, цена падает – растут доллар и евро. По мнению Игоря Павловского, в ближайшее время не стоит ожидать резкого повышения спроса на «черное золото», а значит, в экономическом фаворе будут не наши деньги.

И хотя россияне уже привыкли к кризисам, все же экономические «провалы» переносятся крайне непросто. Как показывают социологические исследования, 80% жителей Петербурга и Ленинградской области в настоящее время вообще не имеют накоплений. Они живут, по словам политолога, в «режиме констатации факта», то есть получают зарплату и расходуют ее в полном объеме. Любые задержки выплат на работе, любое снижение доходов при отсутствии финансовой «подушки безопасности» переживаются крайне болезненно. Если принять во внимание еще и высокий уровень закредитованности населения, то картина вырисовывается не самая оптимистичная.

Можно ли надеяться на то, что в 2016 году мы наконец достигнем пика падения экономики, а уже в 17-м году начнется подъем? Утешительного ответа на этот вопрос у политолога нет.

«Здесь возникает другая проблема: пока у России есть еще немалый резервный фонд, который можно использовать для затыкания тех же бюджетных дыр. Как быстро мы его «съедим», зависит от многих факторов. Но через год, вполне вероятно, он может быть исчерпан. А значит, если даже в 2017-м в России и начнется некоторый подъем, наше население все равно будет жить беднее именно из-за отсутствия резервного фонда», – считает Игорь Павловский.

Возразить ему никто не смог. Разве что коллега­политолог Владимир Еременко плеснул капельку оптимизма:

«В ближайшие годы наша страна будет жить в условиях регулируемого кризиса. Надо привыкать к этому состоянию и надеяться, что 2016 год будет самым трудным для жизни каждой семьи и общества в целом, и мы наконец найдем это самое пресловутое экономическое дно. Ну, а дальше, я полагаю, Россия рано или поздно решит все проблемы», – резюмировал он.

...ИЛИ НОВЫЙ ЗАСТОЙ?

Рассуждая о нынешнем кризисе, многие из экспертов отметили: ситуация очень похожа на ту, что складывалась в СССР во времена брежневского застоя.

«Чтобы понять, что происходит, необходимо вспомнить, как выживал в точно таких же условиях Советский Союз несколько десятилетий тому назад», – отмечает Игорь Павловский.

В тот период в стране при­остановилось развитие, а благосостояние населения держалось на относительно стабильном уровне без видимых улучшений или ухудшений. Основные доходы государства, как и сегодня, формировались за счет международного экспорта нефти. И продолжалось это до 1986 года, когда цена на «черное золото» упала в 2,5 раза, разом уничтожив государственную экономику, а в итоге и весь Советский Союз.

Когда в 1998 году стоимость нефти упала ниже 10 долларов за баррель, Россия вновь испытала очередной экономический «инфаркт», чуть не перешедший в полную остановку сердца.

«Я полагаю, что сегодня Россия входит в новый застойный период, и что мы еще долго будем лежать на «дне» – когда его достигнем, конечно. Брежневская экономика тоже лежала на дне, и уровень жизни советского населения не менялся качественно ни в ту, ни в другую сторону. Как в Воронеже не было масла, так оно не появилось и через 10 лет. В Ленинграде что­то худо-бедно было – так это и не исчезало до конца брежневской эпохи», – проводит параллели Павловский.

КАК ЗАЛАТАЮТ БЮДЖЕТНЫЕ ДЫРЫ?

Сводить концы с концами и без конца задаваться вопросом, где взять деньги, которых ни на что не хватает, приходится в условиях кризиса как простым гражданам, так и власть предержащим, в чьих руках находится тающая на глазах казна. «Залатать дыры» в бюджете можно различными способами, но основных и самых действенных всего четыре.

Можно сократить бюджетные расходы, подогнав их под реальные доходы государства. Недостающие в бюджете деньги можно занять, увеличив объемы внешнего долга. Конечно, возвращать эти деньги рано или поздно придется, причем с немалыми процентами. Но процентный дефицит можно закрыть, переложив проблему на следующие поколения российских политиков и правителей. Можно пополнить государственную казну, увеличив налоги и тем самым отобрав деньги у бизнеса или у населения.

Последний вариант – зарядить печатный станок и с его помощью восполнить «дефицит» денежных знаков. Кстати, к этому варианту все чаще апеллирует экономический советник Президента России Сергей Глазьев.

«Больше ничего придумать невозможно. И в этом году наше правительство под покровительством президента и при участии, естественно, Госдумы будет выбирать, в какой степени использовать каждый из этих способов. От того, в какой пропорции они будут использоваться, зависит, на кого сильнее ляжет бремя кризиса, на бизнес или на граждан, – утверждает Игорь Павловский. – Прогнозировать очень трудно. Но, похоже, в этом году бюджетные расходы будут очень сильно сокращаться. Обязательно будем одалживать, хотя в условиях кризиса и санкций это последнее дело: давать нам деньги будут на самых невыгодных условиях, каких только возможно. Сможем ли поднять налоги, пока непонятно. Активно на печатный станок, думаю, в этом году еще не навалимся».

БЕЗ «МАЙДАНОВ» И РЕВОЛЮЦИЙ

«Социальных взрывов не будет, люди к этому просто не готовы», – обобщил доводы большинства участников конференции кандидат психологических наук Александр Конфисахор.

Избежать волнений и разрядить обстановку, возможно, удастся самым демократичным способом – выборами. «Это хороший повод и отличная возможность выплеснуть пар», – убежден ученый.

Помимо выборов, у власти есть и другие «успокоительные»: например, найти «козла отпущения», который примет на себя большую часть народного недовольства и тем самым защитит власть.

«Можно разменять какую-нибудь малозначимую в политическом плане фигуру, отдать ее на заклание, возложить на нее вину за все негативные процессы в стране», – заявляет Александр Конфисахор.

ВЫБОРЫ: БАЛАНС НАДЕЖД И РАЗОЧАРОВАНИЙ

Сами по себе выборы – отдельная тема для обсуждения, ведь многое в наступившем году будет «вертеться» именно вокруг нее. Чем будут отличаться парламентские выборы-2016 от предыдущих? Что они изменят в жизни страны?

Подход к ведению избирательных кампаний будет в этом году несколько иным, нежели в предыдущие годы, отметили участники встречи. Кроме нового деления по округам, по-другому будут выстраиваться и политические объединения. На этот раз 14 партий будут допущены к участию в выборах без сбора подписей. Кроме того, выборы будут проходить по смешанной системе, то есть депутатов будут избирать не только по спискам, но и по одномандатным округам.

Последнее нововведение, по мнению политологов, может серьезно отразиться на формировании политического ландшафта. Потому что на этот раз люди будут отдавать свои голоса не за список, по которому во власть вслед за возглавляющими его харизматичными «паровозами» проходит «серая масса» никому неизвестных персон, а за конкретных людей. Кандидаты вынуждены выходить в народ, общаться с избирателями и реальными делами завоевывать доверие населения.

Главная интрига предстоящих выборов – как проголосуют избиратели за главную политическую партию страны.

«От того, будут ли избиратели ассоциировать партию власти с Владимиром Путиным или с правительством и, в частности, его экономическим блоком, зависят результаты волеизъявления граждан, – говорит профессор кафедры политической психологии СПбГУ Андрей Вассоевич. – Главная задача для «ЕР» – доказать, что она отождествляется с патриотическим началом. В этом случае беспрецедентное доверие населения нашему президенту распространится и на нее».

Однако, так или иначе, кардинальной смены политического курса России, как и отдельно взятых регионов, после сентябрьских выборов ожидать все­таки не приходится, считает большинство политологов. Выборы пройдут, а жизнь в стране будет продолжаться без существенных перемен.

ВНЕЗАПНО!

Прогнозы прогнозами, а жизнь нередко вносит свои неожиданные коррективы в самые «непогрешимые» сценарии. Кто мог еще в 2013 году предсказать «Крымскую весну» и невероятный всплеск патриотизма в России.

Размышляя о том, по какому сценарию будут развиваться политические и экономические события в России в ближайшие месяцы и годы, эксперты делают оговорку. В преддверии предстоящих выборов 2016 года и президентской кампании весной 2018-го всем нам стоит быть готовыми к тому, что руководство России проведет совершенно неожиданный политико-экономический «бросок через бедро». Каким он будет и к чему приведет – естественно, предсказать не может никто.

ПЛАН «Б» – ПОДЪЕМ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ

Большинство аналитиков предрекают нам упадок и уныние. Но так ли все плохо? Немного позитива в составленный участниками конференции мрачный расклад попытался внести по просьбе нашего корреспондента директор института современного государственного развития Дмитрий Солонников.

«Сегодня неоднократно говорилось о том, что резервный фонд России весьма велик, что у нас есть немалые накопления. Люди почувствуют в этом году, что перед выборами эти деньги будут активно тратиться. Резервный фонд не будет распихан по карманам или вывезен за рубеж. Он пойдет на работу с электоратом, на финансирование регионов. Будут запущены новые социальные программы. Власти не допустят, чтобы выборы проходили на некой минорной ноте», – считает Дмитрий Солонников.

Он прогнозирует, что уже ко второй половине 2016 года население России увидит некоторые улучшения. А весной 2018 года будут выборы Президента, в преддверии которых тем более никто не допустит социальных всплесков и напряженности.

«Поэтому говорить о том, что дальше будет только спад, не стоит. Я считаю, что в ближайшие 3-4 месяца ухудшения еще возможны, но дальше власти сделают все что угодно, чтобы начался подъем. И будут стараться, чтобы за ним не последовало нового провала. Нужно будет разогнать для этого правительство и Центробанк – разгонят. Нужно будет запустить новые реформы – запустят. Нужно будет раскулачить олигархов – раскулачат. Может быть, возьмут новые кредиты, чтобы направить эти деньги на улучшение жизни нашего населения», – развивает свою мысль директор института современного государственного развития.

«Конечно, за кредиты придется когда­нибудь расплачиваться, но это будет через 5-10 лет. Кто знает, как в ситуации нынешней международной нестабильности будет выглядеть к тому времени мир? Кому мы в итоге будем возвращать все взятые кредиты? Как, вообще, эти кредиты будут выглядеть, и что будет представлять из себя международная экономическая или финансовая структура? Неизвестно. А сейчас ситуация будет стабилизироваться», – уверен наш собеседник.

Комментарии

Оставить комментарий
Подписаться на все комментарии

В России