Календарь новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
67
13
21
262728
2930
             


 1234567890

Всякая всячина

Рождественский пост: от печали до радости

28.11.2014 12:10

Рождественский пост, который продлится 40 дней, до 6 января, и завершится праздником Рождества Христова 7 января, начался в пятницу у православных верующих.

Пришествие в мир Спасителя будут с нетерпением ждать и католики: Адвент, что в переводе с латинского означает "пришествие" — время особой подготовки к торжеству рождения Богочеловека, у них начнется в воскресение, а Рождество будет отмечаться 25 декабря.

Несмотря на то, что последователи обеих ветвей христианства ожидают одно и то же великое для них событие, на психологическом уровне эти периоды разнятся: некоторой печалью у Востока и сдержанной радостью у Запада.

Пост как духовная тренировка

Установление Рождественского поста относится к первым векам христианства. В исторических источниках он упоминается с IV века. В разные века он длился то пять, то семь, то 21 день. Однако с разделением христианства и после реформы 1166 года по решению Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга в православии он стал 40-дневным. В католицизме Адвент начинается в воскресение за четыре недели до Рождества Христова, которое по Григорианскому календарю празднуется 25 декабря.

Как пояснил в разговоре с корреспондентом РИА Новости настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО Игорь Фомин, пост есть некоторая "тренировка человека и его возможностей отказываться в малом, чтобы противостоять большему".

"Пост есть духовное состояние. Когда человек перестает утучнять себя всякими яствами, он начинает более четко созерцать духовные глубины своей жизни. Пост — это и необходимое для христиан состояние, когда они воспитывают свое тело, воспитывают свой дух, возвеличивают свою душу. Это тот момент тренировки человеком себя, когда воздерживаясь от употребления чего-либо вожделенного, он ограничивает себя, что дает возможность в будущем отказаться от больших соблазнов", — заметил Игорь Фомин.

В светском сознании зачастую любое ограничение, а тем более столь длительный пост связывают с некоторой печалью. Православный священник, напротив, утверждает, что любой пост, а тем более Рождественский — "это всегда радость".

"Даже есть такой критерий: если ты во время поста начинаешь хмуриться, гневаться и становишься нелюдимым, значит, ты как-то неправильно постишься. Иными словами, пост — это не тренировка тебя на лучшее, на добро. Это не галочка, которую надо ставить перед Богом — вот мол, пощусь. Пост — это всегда время радости, радость — необходимое условие любых постов", — заверяет Фомин.

Радостная печаль или печальная радость?

Тем не менее, рождественское ожидание в восточном христианстве все-таки несет в себе и скорбь. Рождается младенец, который заведомо станет жертвой, взойдя на Голгофу и мученически умерев на кресте ради искупления человеческих грехов и спасения людей.

Несмотря на то, что по своему внутреннему наполнению Рождественский пост значительно отличается от предпасхального Великого поста, некоторый "параллелизм" покаянности в нем все же присутствует, считает профессор Московской духовной академии и семинарии богослов протоиерей Максим Козлов.

"В православии Рождественский пост имеет особые дни предпразднества Рождества Христова. Они начинаются по новому стилю 2 января. Тут можно говорить о некоей параллели с днями Страстной седмицы. Каждый день этих Рождественских предпразднеств так или иначе по смыслу богослужений является вехой к встрече воплотившегося Богомладенца. И богословский акцент ставится здесь на Боговоплощение, на "истощание" Бога нашего ради нашего спасения. В определенные моменты эта параллель особо чувствуется, например, когда поют ирмосы "Волною морскою", которые являются также ирмосами Великой субботы (накануне Пасхи). То есть мысль о том, что пришествие Бога в мир с приятием нашей человеческой ограниченности есть такой же жертвенный подвиг Божественной любви, как и Голгофская жертва, эта мысль, несомненно, проводится в богослужениях Рождественского поста", — поясняет Максим Козлов.

От первого до второго пришествия

Католический Адвент, начало которого соответствует и началу литургического года в западной христианской традиции, не содержит в себе ни гипертрофированного скорбного покаяния, ни каких-либо гастрономических ограничений восточного Рождественского поста. Это время сугубо радостного ожидания как Первого (Рождество), так и Второго (в конце земной истории) пришествия Христа, рассказал РИА Новости директор информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве священник Кирилл Горбунов.

"Адвент делится на две части. Первая — это эсхатологическая часть, когда мы размышляем о Втором пришествии Христа, о конце мира. Христианин должен переживать эту перспективу окончания истории не со страхом и ужасом, а с надеждой и радостью — поскольку таков замысел Бога о мире. И центральным моментом этого времени является третье воскресение Адвента, когда читаются слова апостола Павла: "Всегда радуйтесь". Это такая вершина этого времени, как воспоминание о Рождестве, так и ожидание Второго пришествия Христа. А после третьего воскресения Адвента начинается подготовка непосредственно к самому Рождеству, и восемь дней перед Рождеством, с 17 декабря, это уже непосредственная подготовка к празднику", — рассказывает католический священнослужитель.

Кирилл Горбунов подчеркнул, что сосредоточенность латинской литургической традиции на радости в этот предрождественский период не есть что-то новое, привнесенное в угоду желанию современного человека всячески избежать разных печальных мыслей.

"Это распространенное заблуждение, что если у католиков что-то отличается от православных, то это обязательно означает, что они отошли от какой-то древней традиции. На самом деле этот акцент на радости существовал изначально именно в римской традиции. В отличие от византийской традиции, или традиций, которые существовали в Галлии и на Севере Италии, в римской традиции, как говорят историки литургии, всегда было принято подчеркнуто радостное переживание Адвента. Уже в древности полагали, что именно в духе радости и надежды нужно переживать приближение времени пришествия Господа в мир", — утверждает он.

Впрочем, некоторая печаль в католицизме все же, пусть и имплицитно, но присутствует. Это и фиолетовые облачения священнослужителей во время Адвента и отсутствие во время воскресных месс гимна "Слава в вышних Богу". Церковь предписывает определенную скромность в украшении храмов и музыкальном сопровождении богослужений.

Символика внешняя и внутренняя

Кстати, об украшении и символах. Если в восточном христианстве символика празднества в этот период приходится в большей степени на внутреннюю, духовную составляющую, то в католицизме внешние символы Адвента имеют немаловажное значение. Один из них — так называемый Адвентовский венок, который традиционно в эти дни выставляется в католических соборах.

"Это достаточно строгий венок круглой формы, символизирующей вечность. Он сплетен из вечнозеленых растений, которые символизируют жизнь. На нем установлено четыре свечи — по числу воскресений Адвента. С наступлением очередного воскресения на венке зажигается новая свеча — сначала одна, затем две и так далее", — рассказывает Кирилл Горбунов.

Он пояснил, что свет свечей в период Адвента является одним из главных символов этого времени. "Еще с древних времен были распространены мессы во время Адвента, которые служатся на заре. Они начинаются в темноте с небольшим количеством света. Сейчас это особенно заметно, потому что не используется электрическое освещение. Это так называемые "роратные" мессы по латинскому антифону (особое песнопение в богослужение), которые начинаются со слов Rorate caeli desuper — "Кропите небеса свыше". Этим мессам присуще особое праздничное настроение: несмотря на то, что время праздника Рождества еще не пришло, мы уже сейчас празднуем милосердие Бога, который идет навстречу человечеству", — добавляет он.

Поскольку в западноевропейской традиции Рождество в большей степени домашний, семейный праздник, то, конечно, и дома прихожан украшаются разнообразными рождественскими атрибутами. Это всевозможные гирлянды, еловые или сосновые лапы, свечи, новогодние игрушки с религиозной символикой.

Отдельно можно выделить Рождественскую лестницу — своеобразный календарь Адвента, поскольку число ее ступеней равняется предрождественскому периоду ожидания. Обыкновенно, у верхней ступеньки вешают Вифлеемскую звезду — неотъемлемый символ Рождества, а у нижней — пустые ясли с сеном. Каждый день по ступеням вниз верующие двигают фигурку Младенца Христа, которая по мере приближения Рождества "шагает" к яслям и 25 декабря должна очутиться в своей земной колыбели. Правда, сегодня все больше используют укороченный календарный вариант: всего четыре ступени — по числу воскресений.

ТОП-5 ЛУЧШИХ ПОСТНЫХ БЛЮД

Рождество как подготовка к Пасхе

Поскольку рождественские атрибуты и символика уже давно стали частью западной культуры, то до сих пор в некатолическом сообществе бытует стереотип, что именно Рождество, а не Пасха в Римско-католической церкви является главным праздником и "Торжеством Торжеств". Впрочем, у этого заблуждения есть некоторые фактологические основания, считает директор информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве.

"Надо признать, что с течением веков сложилось так, что в латинском обряде торжественность и центральность литургического празднования Пасхи была несколько утрачена. Но проведенная в середине XX века папой Пием XII литургическая реформа сделала празднование именно Пасхальной ночи центральным событием всего литургического года. Таким образом, богослужебная практика была приведена в соответствие с тем достоинством, которое надлежит Пасхе как "празднику праздников и торжеству торжеств", — отметил Кирилл Горбунов.

Еще одну причину ложного стереотипа о главенстве Рождества священник видит в его усиленной "коммерциализации", когда задолго до наступления самого торжества начинаются разнообразные распродажи, ярмарки, фестивали. "Из него (Рождества) пытаются выдавить всевозможное удовольствие и выгоду, а потому субъективно и представляется, что это такое главное время года для западных христиан, чего не происходит с Пасхой, и кажется, что она имеет меньшее значение и не столь важна", — добавляет католический священник.

Тем не менее, католическое Рождество, как и православное, — второй после Пасхи праздник. "Для каждого католика именно Пасхальное торжество является и источником, и центром, и вершиной его веры, а Рождество — лишь этапом подготовки к Пасхе, без которого сама Пасха невозможна", — заключил Кирилл Горбунов.

РИА Новости 

Комментарии

Оставить комментарий
Подписаться на все комментарии

Всякая всячина