Календарь новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
67
1314
2021
22232425262728
2930
             


 1234567890

Новости образования

Сергей Тарасов: «ВПР – это шаг к более качественному уровню образования»

22.04.2019 12:17

В жизнь обычного школьника уже давно вошли и стали привычными такие понятия, как ОГЭ и ЕГЭ, многие знают даже, что такое НИКО. В последнее же время мы всюду слышим еще одно сокращение – ВПР, или Всероссийские проверочные работы. Но неужели нам недостаточно контрольных работ, тестов, экзаменов? Зачем? Для кого? Как часто? Всего 3 буквы – В, П, Р, – а столько вопросов.

Ответы на эти вопросы интересуют многих жителей нашего региона. Поэтому «Леноблинформ» пообщался с председателем комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергеем Тарасовым и узнал все о самой массовой оценочной процедуре в системе образования.

– Сергей Валентинович, скажите, пожалуйста, для чего проводятся ВПР?

– Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это итоговые контрольные работы, проводимые по отдельным учебным предметам для оценки уровня подготовки школьников с учетом требования федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Проведение контрольных срезов путем всероссийских проверочных работ потенциально является шагом к более качественному уровню образования, ведь оно направлено на определение объективного уровня качества освоения детьми преподаваемого материала.

ВПР являются самой массовой оценочной процедурой в системе образования: с момента их введения в 2015 году российские школьники написали более 33 миллионов проверочных работ. В 2018 году ВПР проводили более 40,5 тысяч школ из всех регионов России, участие в них приняли почти пять миллионов школьников.

– Кто проводит ВПР?

– Контрольные работы проводятся самими школами, но задания разрабатываются на федеральном уровне Федеральным институтом оценки качества образования (ФИОКО), что обеспечивает единство подходов и оценивания.

– Если школа проводит ВПР в каких-либо классах, то обязательно ли все обучающиеся этих классов принимают в них участие?

– Решение о порядке проведения ВПР внутри школы принимается на уровне школы. Например, на уровне школы может быть принято решение об участии или неучастии в ВПР обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

– А для обучающихся 11-х классов обязательно написание ВПР по всем предметам?

– Нет, необязательно. Принцип в 11-м классе простой: кто сдает ЕГЭ по биологии, не пишет ВПР по биологии, кто сдает ЕГЭ по географии – не пишет ВПР по географии.

– По какому принципу происходит выбор предметов для ВПР?

– ВПР – это итоговые контрольные работы, поэтому постепенно перечень предметов расширяется, и в итоге выполнение ВПР будет включать в себя задания по каждому предмету в каждом классе.

– Определены ли какие-либо правила рассаживания детей? Один за партой или двое?

– Рекомендуется рассадка по одному участнику за партой. Окончательное решение по рассадке принимает образовательная организация.

– Как происходит оценка ответов учеников?

– Работы выполняются по заданиям, разработанным на федеральном уровне, и проверяются они по единым критериям, которые также разрабатываются на федеральном уровне. Проверка работ участников ВПР осуществляется специальной комиссией, состав которой утверждается руководителем образовательной организации.

После проверки результаты вносятся школами в единую информационную систему, с данными которой могут работать эксперты.

– Можно ли где-то ознакомиться с критериями оценивания?

– Критерии оценивания образовательная организация получает в личном кабинете федеральной информационной системы «Оценка качества образования» после проведения работы. Критерии поступают в личный кабинет в 14:00 по московскому времени в день проведения работы.

– Будут ли задания ВПР для 11-х классов ориентированы на уровни обучения: базовый и профильный?

– ВПР в 11-х классах проводится для обучающихся, не планирующих сдавать соответствующий предмет в ЕГЭ. Поэтому первоочередной задачей ВПР в 11-м классе является обеспечение оценки базового обязательного уровня подготовки в соответствии с ФГОС.

– Все ли ученики в стране пишут одинаковые варианты или каждая область выполняет свои задания?

– ВПР проводятся с использованием единых вариантов заданий для всей Российской Федерации, разрабатываемых на федеральном уровне, которые должны дать возможность оценить учебные результаты обучающихся по единым критериям.

– ВПР – это только российская история или подобные контрольные работы выполняют и школьники других стран?

– В Японии школьники не пишут ВПР, но при этом экзамены сдают несколько раз в год. В Австралии экзамены сдают, начиная с третьего класса каждый второй год. В Канаде есть не только ежегодные экзамены, но и итоговые годовые тесты и контрольные работы. Во Франции, начиная с начальной школы, ежегодно проводятся проверочные работы.

Этот список можно продолжать. Следовательно, все страны, которые сегодня занимают лидирующие позиции в образовании, проводят систематический объективный проводят анализ образовательных результатов школьников с целью своевременной коррекции образовательных пробелов.

– ВПР уже вошли в обычную жизнь современных школ. Эта процедура из года в год проходит одинаково или бывают какие-то нововведения?

– В целом механизм процедуры отработан, но технологии проведения совершенствуются. В 2019 году впервые будет проведена автоматическая генерация вариантов проверочных работ для каждой из школ на основе банка заданий ВПР. Эта технология будет использоваться при проведении всех ВПР в четвертых классах и ВПР по русскому языку и математике в пятых классах.

– А что такое НИКО?

– НИКО – Национальные исследования качества образования. В апреле нынешнего года это исследование проводится по учебному предмету «Физическая культура». Выбор регионов РФ осуществляется путем репрезентативной выборки.

В Ленинградской области в НИКО-2019 по учебному предмету «Физическая культура» приняли участие четыре муниципальных района: Всеволожский, Кингисеппский, Кировский, Приозерский и Сосновоборский городской округ. Всего в исследовании приняли участие 190 обучающихся шестых классов и сто десятиклассников из пяти общеобразовательных школ Ленинградской области.

Исследование прошло с 8 по 12 апреля. Итоги будут подведены в мае 2019 года.

– Каким образом проходит это исследование?

– Исследование может быть проведено на уроках или во внеурочное время. Во время проведения исследования присутствует учитель, преподающий физическую культуру в этом классе, и организатор в аудитории. Во время проведения исследования обязательно присутствие медицинского работника.

В исследовании принимают участие все обучающиеся параллели, которые относятся к основной медицинской группе для занятий физической культурой. Им нужно выполнить 4 практических задания: «Игровые виды спорта», «Гимнастика с элементами акробатики», «Техника выполнения упражнений из комплекса ГТО» (без выполнения нормативов), «Общая физическая подготовка».

Эксперты ведут наблюдение и оценивают выполнение практических заданий обучающихся шестых и десятых классов непосредственно в образовательных организациях.

– Кто является экспертами при проведении НИКО?

– Регионы-участники исследования самостоятельно привлекают экспертов к оцениванию выполнения практических заданий. Экспертами могут быть учителя, имеющие опыт преподавания предмета «Физическая культура» не менее трех лет, работающие в образовательных организациях региона, в которых не проводится исследование.

В Ленинградской области при формировании реестра экспертов по физической культуре мы еще учитывали и другие критерии: наличие у учителя первой или высшей квалификационной категории, опыт судейства в спортивных соревнованиях, наличие личных спортивных достижений, достижения воспитанников, участие в конкурсах профессионального мастерства.

– Где могут быть использованы результаты НИКО?

– На региональном и муниципальном уровне результаты НИКО могут быть использованы для разработки методических рекомендаций по совершенствованию преподавания учебного предмета «Физическая культура», для совершенствования программ повышения квалификации учителей физкультуры.

В образовательных организациях – для совершенствования преподавания физической культуры на основе методических рекомендаций, для направления на курсы повышения квалификации учителей физкультуры.

Родителям и детям эти результаты могут пригодиться в целях повышения информированности об организации образовательного процесса, а также для развития моделей родительского оценивания и принятия обоснованных решений о выборе образовательной траектории ребенка.

Хочу обратить ваше внимание, что использование результатов НИКО для оценки деятельности образовательных организаций и отдельных учителей не предусмотрено.

– Сколько нюансов.

– Да, деталей много, но я надеюсь, что теперь многие родители перестанут переживать и волноваться, и непонятные раньше аббревиатуры НИКО и ВПР станут ясны и понятны.

Качество российского образования имеет много составляющих. Сегодня мы с вами вели разговор о тех его компонентах, которые позволяют анализировать имеющиеся результаты и своевременно и целенаправленно корректировать деятельность педагога в отношении каждого ученика. Такой подход позволяет на основе объективных данных осуществлять образовательную деятельность, принимать верные управленческие решения, методически правильно и психологически грамотно готовить школьников к государственной итоговой аттестации.

Автор: Татьяна Туктамышева

Комментарии

Оставить комментарий
Подписаться на все комментарии

Новости образования