Календарь новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
67
13
21
25262728
2930
             


 1234567890

Новости Фёдоровского

Три Дела во имя Памяти

13.05.2015 17:47

70-я годовщина Победы советского народа в Великой Отечественной войне – праздник, к которому начали готовиться задолго. Однако необязательно брать в запас много времени, чтобы сделать что-то по-настоящему стоящее. Педагоги и ученики Федоровской школы доказали это, воплотив в жизнь Три Дела во имя Памяти.

«С небес спустились на парад»

Парад Бессмертного полка впервые прошел 9 мая 2012 года в Томске – тогда в его колонну влились 6 тысяч томичей. Год спустя к параду Полка присоединились более 120 городов и сел России, а также Украины, Казахстана и Кыргызстана. Еще через год ряды Полка насчитали более полумиллиона человек. В 2015 году координаторы Полка находятся почти в 600 населенных пунктах 10 стран: в России, в Республике Беларусь, Украине, Эстонии, Казахстане, Кыргызстане, Монголии, Израиле, США и Норвегии.

На 9 мая 2015 года в Бессмертный полк записано 250 877 имен. 203 из них – родственники федоровцев. Участие нашей деревни и ее жителей в уже мировой акции – заслуга, прежде всего, Федоровской школы. Об этом Первом Деле, совершенном во имя Памяти, нам рассказала директор школы Ольга Владимировна Севостьянова.

- Как у Вас возникла идея присоединиться к акции «Бессмертный полк»?

- Эта мысль появилась еще в прошлом году, когда об акции уже было широко известно. Но такое важное дело требует, чтобы, во-первых, на парад вышел действительно Полк, а не один-два человека, а во-вторых, чтобы люди несли в руках настоящие, крепкие штендеры, а не хрупкие листы формата А4. И когда на совете депутатов, в который входят трое представителей школы, начали обсуждать вопрос подготовки к 70-летней годовщине Победы, идея участия Федоровского в Бессмертном полку была всецело поддержана.

- Итог: 203 штендера с именами и фотографиями родственников федоровцев. Не много – но и не мало. Насколько непросто было записать стольких в наш Бессмертный полк?

- Это было очень трудно. Сначала люди говорили: «Мы не помним…», «Наверное, нет фотографий…», «Не знаем, где найти…» Но мы не сдавались, усердно напоминали об акции и упорно говорили на всех линейках, сколько людей на тот или иной момент прибавилось в Бессмертном полку. И постепенно люди втянулись. Причем не только работники школы и ученики: приходили и другие жители деревни, узнавшие об акции из статей в «Федоровском вестнике», например.

Был и еще один момент: многие говорили, что они не коренные федоровцы, и здесь никто из их родственников не воевал. Но мы отвечали им: «А там, откуда вы приехали, кто-нибудь понесет портрет вашего родственника?» «Нет, там у нас никого не осталось», - качали головами они. И мы говорили в ответ, что нет разницы в том, в какой части Советского Союза были рождены наши деды.

- В эту работу было вложено немало труда. Где же после парада останется Бессмертный полк?

- Безусловно, люди могли бы забрать штендеры с фотографиями своих родственников домой – это их право. Однако возникает вопрос: принесут ли они их на следующее 9 мая? Признаюсь, у меня есть страх, что в 2016 году из всего нынешнего Бессмертного полка на парад выйдет 20 человек. Работая в школе с большим количеством людей, мы очень хорошо понимаем, что лучше всё собрать, чтобы потом, в следующий раз, раздать. Поэтому мы заказали специальную подставку, на которой помещаются все наши штендеры, и предложили именно на ней все их и хранить до следующего 9 мая. Поставить же ее можно будет в музее поселения, где штендеры будут защищены от поломок и потери и где за ними будут ухаживать.

- Значит, участие в акции будет продолжено?

- Безусловно. Мы хотим, чтобы не только численно сохранился нынешний Полк, но и чтобы в следующем году он приумножился, и больше наших жителей приняло участие в акции. Кроме того, есть идея сделать в будущем штендеры с именами погибших федоровцев, ни фотографий, ни родственников которых в нашей деревне нет. В этом году мы не сделали этого из соображения, что каждый, прежде всего, должен нести портрет своего родственника. Для воплощения же новой идеи нам понадобится помощь не только школьников и их родителей, но и остальных жителей деревни, в особенности, молодежи. И тогда это славное дело продолжится.

Выплаканные страницы Памяти

25 апреля на вручении медалей «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» ветеранам, блокадникам, малолетним узникам, труженикам тыла и нескольких жителям Федоровского подарили пилотные экземпляры «Книги Памяти от жителей д. Федоровское с уважением и благодарностью».

Эта книга – детище Федоровской школы, ее Второе Дело во имя Памяти. Дело, которое без преувеличения вызывает истинное уважение и гордость за родную школу и за ее коллектив. Дело, второе только по порядку, но не по значению.

Изучая последний правленый вариант Книги, мы побеседовали с Ольгой Владимировной Севостьяновой об ее создании.

- В моей семье осталось мало взрослых – тех, кто старше меня, - начала директор школы. – Многие люди ушли, и у них уже ничего не спросишь. События забываются, уходят от нас вместе с их свидетелями, постепенно превращаясь из истории в легенду. Одновременно с этим часто слышны разговоры об утрате патриотизма, сомнения в действиях нашей страны. У меня появилось ощущение, что спустя 70 лет после окончания войны никому на самом деле ничего не надо, и никто ничего не помнит. И тогда захотелось доказать, показать, что это не так, и одновременно сохранить память.

С этого моего желания всё и началось. Оказалось, у меня есть единомышленники: ко мне присоединились сначала мои коллеги-педагоги, потом – дети, ученики, затем – другие жители деревни. Все мы стали собирать воспоминания, писать сочинения о своих героических родственниках, подыскивать правильные слова, которые могли бы выразить то, что необходимо сказать.

- Нелегкая работа...

- Да, было трудно – хотя бы найти время и силы, - вспоминает Ольга Владимировна, переворачивая коричневатые мелованные страницы Книги. – Но каждый нашел. Каждый работник школы написал о своей семье. Но больше всех постаралась Раиса Михайловна Баринова: она, во-первых, сама написала много, во-вторых, подключила всех членов своей семьи, и, по большому счету, в следующем году может выйти отдельная «Книга Памяти семьи Бариновых-Кочетковых».

- Как же много они знают о своей семье – с них нужно брать пример. А наша Книга, вижу, начинается с фотографий…

- Да, первый раздел мы решили посвятить Бессмертному полку, увековечить его и здесь; имена людей, фотографий которых нет, сопровождены красными звездами – они же занимают место фото и на штендерах. Следом за Полком идут небольшие статьи про ныне живущих ветеранов Федоровского: «В деревне Федоровское было 145 ветеранов Великой Отечественной войны. На сегодня их осталось 5». В раздел «Их рядом с нами нет…» мы поместили архив школьного музея Боевой славы, собранный Валентиной Григорьевной Левентуевой.

- Много страниц занято таблицами – что в них?

- Список военнослужащих Советской армии, урожденных федоровцев. Это архив нашего земляка Николая Михайловича Смирновского, его статьи. А это, - О. В. Севостьянова листнула дальше, - стихи нашего федоровского поэта Анатолия Дрюкова: «Я хочу для людей, безо всякого шума, И печали и радости с ними деля…»

- «…Сделать все, что могу, написать, что задумал…» - помню их еще со школы. Но это не единственные стихи в книге…

- Да, эпиграфы к каждому разделу и стихотворение «Бессмертный полк» в начале книги написаны Александром Изотовым.

- Разлинованные страницы и словно рукописный текст... – полагаю, это сочинения школьников?

- Именно. Но не все из них оформлены так: часть мы поместили в общие разделы к воспоминаниям взрослых. 88 детей оказались достойными того, чтобы их сочинения или отрывки из них были опубликованы в Книге. Здесь же и рисунки наших учеников, - директор пролистала Книгу и остановилась на последнем развороте: - Вот, например, рисунок Жени Безматерных – сейчас он уже выпускается из 9-го класса, а тогда, когда рисовал эту битву, учился в 3-м.

- Как Вам удалось подключить к созданию Книги учеников?

- Мы постоянно проводили линейки, общешкольные классные часы, на которых методично докладывали детям о том, что уже сделано, говорили, в каком направлении двигаться, показывали образцы. Чтобы дать им понять, насколько всё серьезно и важно, приглашали выступить перед ними авторов некоторых сочинений, причем как учителей и взрослых федоровцев, так и детей, их одноклассников. И так как Книга Памяти была «живой», мы отбирали только самые эмоциональные выступления, в которых есть личное отношение человека к истории своей семьи.

- Думаю, им сложно было согласиться выступить.

- Да, они говорили, что не будут выступать, потому что не выдержат, расплачутся, а я отвечала: «Понимаете, увлечь другого человека какой-то идеей, заразить какими-то эмоциями можно только от собственных сильных переживаний». Поэтому для выступлений мы намеренно выбирали тех людей, которые прочувствовали свою историю всей душой и детям могли так же проникновенно рассказать. И действительно, дети очень хорошо и внимательно слушали, подчас плакали вместе с рассказчиком и оставались под таким же сильным впечатлением. Аналогично мы смогли привлечь к работе над воспоминаниями родителей учеников, перед которыми выступали на родительских собраниях. Мне кажется, эта Книга Памяти в объеме своих 234 страниц стала возможна только благодаря этому.

- А каково было Вам работать над Книгой, ведь именно к Вам стекались все сочинения?

- Да, они все прошли через меня, и все эти лица, эти истории стали мне родными. Люди приносили свои воспоминания и фотографии, рассказывали, плакали, и слушать их равнодушно было невозможно – я плакала вместе с ними.

Большим потрясением для меня было то, насколько эта работа повлияла на авторов. Попытки изложить воспоминания на бумаге, выразить чувства, подобрать слова привели к тому, что переживания настолько сильно проникли в сердце, что люди теперь не могут без слез говорить об этом. Галина Андреевна Лебедева, например, сказала: «Я не знаю, как пройдет 9 мая, ведь оно значит для меня такое!..» А до этого времени сколько Дней Победы она пережила, сколько раз была на митингах! - но никогда не приходила на митинг с фотографией своих родных.

- Работа над Книгой для многих стала данью уважения своим родным, своеобразной Вахтой памяти, - продолжила Ольга Владимировна. – Какие два замечательных, больших, скрупулезных сочинения написала Вера Николаевна Загайнова!.. А Полина Елина рассказала о своих родных так любовно – зачитаешься! Людмила Вальтеровна Блинова сочинила настолько проникновенное стихотворение, что мы дважды просили ее выступать перед детьми и перед родителями. А Ольга Федорова организовала всю свою семью, и вместе они создали большое количество воспоминаний о своих родных; мы приглашали на родительское собрание ее дочь Лену, после выступления которой среди присутствующих нашлись желающие присоединиться к нашей работе.

Все что мы делали, мы делали под девизом: «Личное переживание и семейная память», и нам было важно, чтобы каждый всё прочувствовал. Для меня было открытием, что многие, даже взрослые люди, которые прожили целую жизнь, впервые по-настоящему осмыслили, осознали истории военного времени. И если среди детей, учеников есть те, которые что-то для себя открыли, значит, мы уже поэтому работали не зря.

- Однозначно не зря. 234 страницы воспоминаний дорогого стоят. Кто взял на себя работу по редактуре такого количества сочинений?

- В основном, я, но мне очень большую помощь оказали заведующая библиотекой Е. В. Абрамова и учителя Р. М. Баринова, Ю. В. Барковская, С. В. Лебедева, Е. В. Михайлова, А. А. Потатуева, Н. Н. Сирякова. Приходилось работать с полиграфистами, составлять макеты, редактировать. Мы отсмотрели 12 вариантов макета. Самые последние правки вносила Любовь Антоновна Дубейковская, учитель русского языка, много лет назад работавшая в нашей школе. Она в течение трех суток, отрываясь только на сон, проверяла Книгу, искала в справочной литературе, так ли называется, например, тот или иной орден, есть ли деревня с таким названием, а точно ли такое было… Наревелась, потому что знает многих ее героев. Но все равно не могу сказать, что ошибок не осталось, я уже знаю о нескольких из них.

- При таком объеме мала вероятность не упустить ни одной ошибки, и, думаю, это все понимают. А откуда Вы изыскали средства? Ведь книга дорогая, это видно: и бумага хорошая, и тираж немаленький, 500 экземпляров.

- Средства – полмиллиона рублей – выделили из бюджета нашего поселения. Кстати, продавать Книгу мы не имеем права, только дарить, раздавать. Но все равно, к сожалению, ее получит не каждый: на всех просто не хватит. Поэтому появилась идея: составить списки желающих купить такую книгу за 1 000 рублей. Если наберется нужное количество на новый тираж, его можно будет напечатать, ведь макет остался. И уже есть желающие!

- Пожалуй, я буду в их числе. На вручении медалей «70 лет Победы…» Родион Ильич сказал, что будет второй том Книги Памяти (да и Вы обмолвились об этом в нашем разговоре). Возьметесь за него?

- Это сложный вопрос. В Книгу было вложено невероятно много сил. Да, у меня на рабочем компьютере уже есть папочка «Книга Памяти–2016», но кто конкретно и когда будет ею заниматься, пока не могу сказать. Школа сделала все, что могла. Наши родственники и родственники многих детей увековечены. Но люди до сих пор в личной беседе, за чашкой чая говорят о том, что следует продолжить работу, о том, что посылают запросы в архивы. И я очень рада, что у нас всё получилось: получилось пробить стену равнодушия, получилось показать, что Великая Отечественная война – это не легенда, обросшая вымыслами, а правда, оставившая отпечаток на всех нас.

Ценен каждый экспонат

Это утверждение верно для обновленной экспозиции школьного музея, открытой 27 апреля. Об этом Третьем Деле, органично вобравшем в себя итоги работы по подготовке «Книги Памяти» и Бессмертного полка Федоровского поселения, «Федоровский вестник» подготовил отдельный материал.

Однако этими тремя крупными проектами работа школы по подготовке к празднованию юбилея Великой Победы не ограничилась. Наша газета еще расскажет о литературно-музыкальном фестивале, прошедшем 8 мая, и о Зарнице, в которую сыграли 12 мая. А 6 мая все федоровцы получили Приглашения на праздник, сложенные треугольничком, в виде солдатских писем. Как рассказала Ольга Владимировна, разработкой Приглашений занимался Дом культуры, а складывали их школьники, причем,

по признанию директора, эта работа им так понравилась, что они не хотели останавливаться и просили еще и еще.

Спасибо вам, ученики и учителя, спасибо тебе, Федоровская школа, за Дела во имя Памяти.

Мария Признякова

Комментарии

Оставить комментарий
Подписаться на все комментарии

Новости Фёдоровского