1718192021

Почему хрустят пальцы?

16.04.2015 13:42

Ученые выяснили, отчего наши пальцы издают характерные «хрустящие» звуки при резком сжатии в кулак или при разминании кисти.

Это происходит из-за формирования небольших пустот в сочленениях между костяшками пальцев при резких движениях сустава, говорится в статье, опубликованной в журнале PLoS One.

«Данные пустоты можно сравнить в какой-то степени с вакуумом. Когда костяшки внезапно разделяются, межсуставной жидкости начинает не хватать для заполнения полости, в результате чего и возникают эти пустоты, чье появление и порождает характерный звук. Никому раньше не удавалось увидеть этот процесс в действии», — заявил Грегори Кавчук из университета провинции Альберта в Калгари (Канада).

Кавчук и его коллеги раскрыли секрет "щелкающих" пальцев, проследив за процессами внутри них во время резких сжатий руки в кулак и прочих движений, используя специальную версию магнитно-резонансного томографа.

Во время этого эксперимента ученые просили добровольцев засунуть палец в особый прибор, который дергал их палец, наблюдая за этим процессом при помощи томографа и записывая происходящее при помощи компьютера.

Как показали эти видеоролики, хруст пальцев возникает в тот момент, когда костяшки пальцев "разъезжаются" после растягивания пальца до некой критической отметки. Данный процесс длится всего 300 миллисекунд и сопровождается рождением небольшой полости в жидкости, заполняющей суставы пальцев.

По словам Кавчука и его коллег, нечто похожее, в том числе и звуковой "аккомпанемент", происходит в том случае, если попытаться оторвать предварительно намоченную присоску для полотенца от стены в ванной комнате.

Физики называют данный феномен "трибонуклеацией" — под этим словом ученые понимают процесс появления пузырьков в тонком слое жидкости, которая разделяет две соединенных твердых поверхности. Когда такие поверхности трутся друг об друга или разделяются, давление в жидкости падает, и в ней образуются микроскопические пузырьки из молекул газов, растворенных в воде.

Данный процесс хорошо известен медикам – он является одной из причин развития кессонной болезни у ныряльщиков, появления пузырьков в их крови. В ближайшее время группа Кавчука планирует провести дополнительные наблюдения за формированием пузырьков в суставах пальцев и оценить потенциальную опасность хруста пальцев для их здоровья.