Календарь новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
67
13
28
2930
             


 1234567890

Старый альбом

Юрий Яров: «Это было трудное, но интересное время…»

30.12.2015 12:44

Первый гость новой рубрики «Старый альбом» - Юрий Федорович Яров, Почетный гражданин Ленинградской области, с 1989 по 1991 гг., возглавлявший органы исполнительной и представительной власти нашего региона.

Юрия Ярова можно смело назвать «отцом­основателем» нашей газеты. Ровно 25 лет назад, в 1990 году, как председатель первого, по-настоящему демократического, всенародно избранного Леноблсовета 21-го созыва он внес в повестку очередного заседания вопрос о создании областной газеты «Вести». Депутаты поддержали инициативу, и этот момент стал отправной точкой в истории «Вестей».

Наш разговор с Юрием Федоровичем, состоявшийся накануне 25-летия «Вестей», естественно, начался с просьбы рассказать о том, как создавалась главная газета Ленинградской области.

– В 1990 году выборы в региональные советы народных депутатов Ленинграда и Ленинградской области впервые проводились на альтернативной основе, – вспоминает Юрия Яров. – К тому моменту, когда жители области на выборах вручили мне депутатский мандат, я уже около года проработал на посту председателя Леноблисполкома. Фактически, был главой региона, губернатором.

На первой же сессии Ленинградского облсовета 21-го созыва коллеги­депутаты избрали меня председателем. По нынешним меркам депутатский корпус Леноблсовета мог бы показаться несоразмерно большим – 250 депутатов! И у каждого – своя позиция, свои взгляды… Порой обсуждение одного вопроса могло затянуться на много часов.

Работать на посту председателя было очень непросто. Однако нам удалось принять много важных решений, одним из которых стало создание в Ленинградской области своей – областной – газеты.

– До 1990 года у Ленобласти вообще не было своей газеты?

– До этого времени область и город были менее жестко разграничены по своим полномочиям, зонам ответственности. В частности, у Ленинградских обкома и горкома КПСС, областного и городского Советов депутатов трудящихся была единая официальная газета – «Ленинградская правда».

Когда в 1990 году КПСС отказалась от главенствующей роли в общественно­политической жизни страны, обком партии передал «Ленправду», как партийную прессу, в распоряжение горкома. В результате, Ленинградская область осталась без газеты.

Однако региону была очень нужна собственная пресса. Прежде всего, в качестве источника информации, из которого жители могли узнавать как о новых законах и официальных решениях, так и о различных политических, общественных, экономических, культурных событиях. Нужно было также доносить до населения стратегические цели и задачи, обсуждать проблемы.

В те годы представить жизнь региона без своей газеты было сложно. Что нам оставалось? Только одно – заново создавать областную газету.

Когда проект был готов, мы вынесли вопрос о создании газеты Ленинградской области на сессию облсовета. Депутатский корпус поддержал нас, из бюджета области были выделены необходимые средства, и уже в декабре 1990 года жители Ленинградской области получили первый выпуск «Вестей».

На фото - первый выпуск «Вестей».

Время было сложное, трудное, но очень интересное, когда многое нам приходилось начинать практически «с нуля».

– В новых условиях с городом тяжело отношения выстраивались?

– Нет, мы смогли наладить конструктивный диалог. Депутаты Лен-облсовета на первом же заседании поддержали мою кандидатуру на пост председателя, а в Ленсовете этот процесс затянулся.

Главным претендентом на пост председателя Ленсовета был Анатолий Александрович Собчак. Накануне очередной сессии он записался ко мне на прием, приехал и задал вопрос – готов ли я поддержать его кандидатуру на этот пост.

Я пообещал поддержать, но с условием, что в отношениях области и города не будет «старших» и «младших». Поэтому мы должны встречаться как на городских, так и областных площадках, поддерживать авторитет друг друга, не давать кому-либо «сталкивать нас лбами». Собчак мое предложение принял и, после его избрания, мы всегда старались именно этой линии придерживаться.

– Конфликты бывали?

– Мы их старались никогда не раздувать.

Вот, к примеру, город и область установили побратимские связи с норвежской губернией Нурланн.

Тогда поволжские немцы активно переезжали из России в Германию, и Собчак обратился ко мне с предложением выделить немцам землю в области. Может, часть из них согласится остаться… Вместе с генконсулом Германии мы выбрали под городом территорию и стали предлагать ее переселенцам.

Все шло хорошо, как однажды мне сообщают, что Собчак выступал по радио и заявил, что дает немцам землю под Ленинградом. Про областные власти ни слова. Наши все – в шоке: как это глава города нашей землей распоряжается?!

Решил не начинать конфликт, а просто переговорить с Собчаком.

Приехал и спрашиваю: «Анатолий Александрович! Я собираюсь губернии Нурланн отдать все первые этажи на Невском проспекте под магазины. Как вы на это смотрите?»

Он, конечно, изумился: как же так?! А я и говорю: «А как же вы областные земли от своего имени раздаете? Мы ведь вместе этот вопрос решали, договаривались».

Собчак признал, что допустил ошибку, и проблема была снята.

Подобным образом решались и другие вопросы.

На одной из совместных сессий городские депутаты мне поставили условие, что город не будет помогать нам при уборке урожая, пока область не ликвидирует все совхозы и не раздаст их земли фермерам. Я говорю: «Хорошо, но тогда у нас будет встречное требование – ликвидировать крупные городские заводы и раздать их имущество мелким артелям». Естественно, вопрос о ликвидации совхозов был снят.

Неконструктивный подход, когда город на правах «старшего брата» командует областью, очень быстро ушел из нашего общения. Мы достаточно плодотворно сотрудничали, проводили совместные сессии, заседания президиумов, создали объединенный комитет по экологии. В общем, вместе работали на благо жителей города и области.

– Как решался вопрос о сохранении названия Ленобласти?

– Собчак решил проводить референдум о переименовании Ленинграда в Санкт-Петербург. Подобных шагов ожидали и от нас. На встречах я предлагал ему повременить с переименованием, напоминал, что «большое видится на расстоянии», но не переубедил.

Тогда мы решили, что обсудим данный вопрос на Леноблсовете и, если большинство депутатов выступит за переименование Ленинградской области, проведем уже референдум. Депутатский корпус принял решение сохранить название, и потом мы получали много писем от жителей и области, и города с благодарностью за то, мы остались Ленинградской областью.

– Вашу карьеру трудно назвать иначе, как успешной. Вы были зампредседателя Верховного Совета, занимали руководящие посты в администрации Президента и Правительства России. Что вам помогало?

– Прежде всего, хорошая жизненная школа. Я начал работать с 15 лет учеником слесаря, потом – институт, комсомольские стройки, гатчинский завод «Буревестник», где я прошел путь от специалиста до директора предприятия. За все эти годы я многому научился у своих руководителей и коллег.

В каждом коллективе ты общаешься с людьми, и они тебя, образно говоря, правят, гранят, не дают оступиться, ошибиться. Ну, а если споткнулся, упал, то помогают встать и двигаться дальше. Порой тебя критикуют, но не для того чтобы «добить», а помочь осмыслить свои ошибки.


1991 год. Губернатор Ленинградской области А.С.Беляков
и представитель Президента РСФСР в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Ю.Ф.Яров
в рабочей поездке беседуют с руководителем предприятия.

При этом практически каждый вечер анализируешь свои действия. Думаешь: вот здесь надо было не так, а вот так сказать, так сделать… Все время сам себя проверяешь.

Пожалуй, именно такой подход мне всегда помогал сделать необходимые выводы, извлечь уроки и двигаться вперед.

Впрочем, многое в жизни получалось само собой, независимо от меня.

– Поясните, пожалуйста?

– Когда в 1991 году произошло ГКЧП, я только чудом не попал в их ряды. Меня вызвали в Москву, и как депутат Верховного Совета я был на заседании Президиума ВС. Своими глазами увидел, что творится, и сделал выводы о недопустимости происходящего. Поэтому я незамедлительно позвонил своему заму и сказал, чтобы он ничего не предпринимал до моего возвращения. А если бы остался в области, то мне пришлось бы ехать ночью в местный штаб ГКЧП.

Или 1993-й год. Противостояние Верховного Совета и Президента. Примерно за год до того, как этот конфликт перешел в острую фазу, меня назначили заместителем председателя Правительства – заместителем Виктора Степановича Черномырдина. Если бы этого не произошло, то во время расстрела Белого дома я был бы вначале именно там – со своими коллегами­депутатами.


Начало 2000-х.
Председатель Законодательного собрания Ленинградской области Виталий Климов,
губернатор Валерий Сердюков и исполнительный секретарь СНГ Юрий Яров
на заседании в Доме правительства Ленобласти.

– Какие качества больше всего цените в людях?

– Главное, это отношение к другим людям. Человек должен всегда держать свое слово и, став руководителем, преследовать не личные, карьерные цели, а отстаивать интересы людей. Действовать в интересах своего района, своего региона, если мы говорим о депутатах.

Во­вторых, человек должен бороться за правду. Именно так мы и работали в Леноблсовете! У нас были порой очень жесткие полемики, но я всегда уважал своих оппонентов, когда видел, что они искренне стремятся сделать лучше для своих избирателей, для Ленинградской области.

Споря с оппонентом, нужно всегда понимать, что он выступает не против тебя лично, а против твоей позиции по данному вопросу. Когда вы оба это понимаете, то найти общую позицию, найти компромисс становится гораздо легче. Тем более что, учитывая объективные возражения оппонента, ты совершенствуешь и свои подходы к решению данного вопроса.

В любом споре самое главное – чтобы впереди стояли не личные амбиции, а стремление найти наилучшее решение в интересах людей, которых ты представляешь. Особенно, если это спор депутатов, за каждым из которых стоит корпус избирателей – жителей региона.

– Юрий Федорович, как проводите свободное время?

– Хоть по возрасту я уже и пенсионер, но по-прежнему в строю – на посту советника директора своего родного завода «Буревестник» в Гатчине. Очень рад, что удалось сохранить предприятие в годы реформ!

Сейчас у «Буревестника» много заказов для военного флота. За последние годы мы обновили производственную базу, поставили новое оборудование. Завод развивается, и мне приятно сознавать, что в этом есть и мой вклад.

Мне часто звонят люди, обращаются с просьбой помочь, подсказать. Всегда рад помочь. Порой свободного времени очень не хватает, но это гораздо лучше, чем сидеть дома!

– А если все же выпадет свободная минутка?..

– Удается иногда поработать на даче. Как бывший слесарь­ремонтник люблю поработать своими руками. Если что­то нужно исправить, сам ремонтирую. Приятно, что не потерял навыки.

С огромным удовольствием читаю.

– Какие книги любите?

– Исторические. Биографии известных людей. Когда попадается интересная книга, бывает, что ложишься только в пять утра, потому что буквально не можешь оторваться. Много читаю и специальной литературы – по экономике. Учиться никогда не поздно!

– Остается время, чтобы с семьей, детьми-внуками пообщаться?

– У меня два правнука и правнучка! А внуки и внучка уже большие, работают, у них свои семьи. Но отпуск мы всегда стараемся проводить вместе.

– Ваши пожелания читателям и газете «Вести» в связи с юбилеем?

– Прежде всего, я очень благодарен читателям, которые все эти годы были вместе с «Вестями». Ведь именно для них мы создавали областную газету, и именно для них все эти годы работал коллектив редакции «Вестей»!

Сердечно поздравляю с праздником всех, кто на протяжении 25 лет работал в газете «Вести», рассказывая людям обо всех важных событиях, которые происходили в нашей Ленинградской области и поддерживая с ними обратную связь.

В связи с юбилеем хотел бы пожелать коллективу «Вестей» и всем жителям Ленинградской области счастья, процветания, настоящих друзей, семейного благополучия и мирного неба над головой!

Беседовал Дмитрий Холостов

Комментарии

Оставить комментарий
Подписаться на все комментарии

Старый альбом