Календарь новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
  1 45
9101112
1516171819
20212223242526
2728293031
             


 1234567890

Новости Ленинградской области

На деловом завтраке Сбербанка обсудили новые модели образования 21 века

27.05.2014 11:52

23 мая состоялся ежегодный деловой завтрак Сбербанка «Новые модели образования для экономики 21 века», который прошел в рамках Петербургского международного экономического форума.

На каком уровне сегодня находится современное российское образование, каким критериям  оно должно отвечать, чем принципиально отличается модель построения университетов 21-го века – эти и другие вопросы обсудили ректоры ведущих вузов, члены правительства России, губернаторы, руководители крупнейших российских и международных компаний. Герман Греф , Президент, Председатель Правления Сбербанка России выступил модератором дискуссии.

Проблемы образования – приоритет для страны

Перед началом дискуссии состоялось интерактивное голосование, результаты которого показали, что более половины участников считает  Россию страной, отстающей в сфере образования. Это выявило актуальность проблемы образования для страны в целом.

Герман Греф предложил участникам дискуссии ответить на вопросы, в каком направлении нужно двигаться, чтобы достичь прогресса и сделать реформу высшего образования в стране эффективной и отвечающей современным запросам общества?

«На мой взгляд, самая главная из институциональных реформ – это реформа образования. Без нее мы не сможем построить конкурентоспособную экономику. За последние 10 лет финансирование системы образования выросло более чем в 10 раз – это большие деньги. Нельзя недооценивать важность системы образования в стране и ее реформ. Нужно стремиться сделать ее одной из самых передовых», - подчеркнул глава Сбербанка.

Участники делового завтрака Сбербанка отметили, что у нас в стране большое расслоение между университетами – есть большое количество отстающих средних университетов  и есть несколько ведущих вузов, которые не уступают мировым.

Университеты будущего – выявить главное

Ведущие университеты мира уже меняют образовательные модели для подготовки новых кадров. Целью университета третьего, то есть нового поколения 21-го века должны стать не только образование и исследования, но также и практическое применение знаний. Метод познания должен уходить от монодисциплинарного принципа к междисциплинарному. Выпускники вузов должны быть глобально ориентированы, а вторым основным языком обязательно должен быть английский. Такие мнения высказали спикеры делового завтрака.

Как же должны выглядеть лучшие модели образования в будущем, чтобы воспитывались новые поколения Циолковских и Ломоносовых?

Ярослав Кузьминов, ректор «Высшей школы экономики» высказал предположение, что структура вузов должна задаваться не по сложившемуся в 20 веке  делению по специалистам. По его словам, один из способов усилить позиции учебного заведения, повысить качество образования - интеграция российских вузов в мировое научное пространство.

«В нашем вузе очень высокая доля проектных работ студентов– практических или научных и учебные заведения должны двигаться в эту сторону, чтобы повысить качество образования. Также один из способов улучшения - интеграция российского университета в мировое научное пространство и привлечение студентов из других стран. И, конечно, преподавание на двух языках», - отметил ректор.

Алексей Кудрин, экс-министр финансов, декан факультета свободных искусств и наук СПбГУ рассказал, что их вуз уже участвует в американской программе, где любой студент американского вуза может приехать в Россию, прослушать курсы на факультете СПбГУ, которые засчитываются в мировых учебных заведениях.

«Сегодня у меня на факультете каждый семестр учатся по 20 студентов из Гарварда, Стэнфорда, Чикаго, Колумбии. Каждый человек в жизни по статистике меняет место работы около 8 раз и часто работает не по той специальности, на которую учился изначально. Главное сегодня – с учетом динамики развития экономики и технологий, развивать в студенте творческие возможности и научить его постоянно получать новые знания. Мы готовим людей, которые смело могут ориентироваться в современном мире и уходим от избыточной специализации», - рассказал он.

Виктор Садовничий, ректор МГУ рассказал свое видение новой модели построения университета 21-го века.

«Мы должны готовить специалистов на основе глубоких фундаментальных знаний. Я вижу университет будущего, построенный на так называемом «правиле треугольника». Первая сторона – это глубокая фундаментальная подготовка, вторая сторона – это своего рода научная клиника – то есть изучение и исследования всего многообразия человека. Третья сторона – технологическая, то есть знания, которые применяются к каким-то новым технологиям. В МГУ мы уже начали строительство большой технологической долины, в которой будут работать сотни молодых специалистов. Еще одно главное правило университета будущего – это междисциплинарность», - считает он.

Высшее образование – глобальные задачи

В заключительной части участники делового завтрака Сбербанка обсудили взаимосвязь высшего образования, экономики и процессов глобализации. Андрей Фурсенко, советник президента РФ отметил, что образование не должно отставать от требований социальной сферы и экономики нашей страны. «Центр тяжести должен быть сдвинут в сторону потребностей общества и экономики. Задачи для образования в первую очередь ставятся страной», - подчеркнул государственный деятель.

Модератор дискуссии Герман Греф подчеркнул, что мир и рынок стали глобальными, поэтому нужны глобальные специалисты.

Александр Жуков, заместитель Председателя Государственной Думы РФ считает, что университет не должен быть направлен только на выращивание гениев.

«Образование должно быть не абстрактным, а рассчитанным на кейсы из реальной жизни. Это приведет к улучшению высшего образования», - считает он.

Министр открытого правительства Михаил Абызов высказал свою точку зрения: «Что мы даем образование, профессию или навыки – эта дискуссия бесконечна. Вопрос в балансе и своевременности. Но образование непрерывно на всех стадиях жизни, а самый большой университет - это жизнь», - отметил министр.

Сергей Кравченко, президент компании Boeing по России и СНГ сказал, что вузы, в первую очередь,должны готовить лидеров, которые могут изменить мир и управлять большими коллективами. Именно эти качества, по словам топ-менеджера, востребованы уже сейчас в мировых компаниях.

По мнению многих выступавших, чтобы современная модель образования изменилась, необходимо также обратить внимание на проблемы начального и среднего образования и повышать авторитет профессии учителя и преподавателя.

«В университетах ссылаются на то, что к ним идут выпускники школ с несоответствующим уровнем знаний. В школах же утверждают, что причина в низком уровне подготовки педагогов в вузах. Мы создали среду, где не очень престижно иметь хорошее образование. Прежде всего, необходимо менять эту среду. В Дагестане реализуется проект «Школа будущего». В этом году 400 школ будут обеспечены всеми необходимыми программными материалами, а в следующем – все остальные»,- рассказал глава Дагестана Рамазан Абдулатипов

Справка

Деловой завтрак Сбербанка – мероприятие, которое Сбербанк начиная с 2009 года традиционно проводит на крупнейших инвестиционно-экономических форумах.  

Автор: Ксения Казанкова

Комментарии

Оставить комментарий
Подписаться на все комментарии

Новости Ленинградской области