Календарь новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
  1 45
11
16171819
20212223242526
2728293031
             


 1234567890

Новости Ленинградской области

В обращении с отходами ликвидируют системный сбой

06.03.2015 10:39

Возможности нового федерального закона об обращении с отходами производства и потребления в решении системного сбоя в этой сфере обсудили в аппарате полномочного представители Президента РФ в СЗФО.

Как сообщил Сергей Зимин, помощник полномочного представителя Президента РФ в СЗФО, только в адрес полпредства на Северо-Западе за последний год поступило более десятка инвестиционных предложений от компаний, готовых создавать за свой счет структуру для переработки твердых бытовых отходов (ТБО), прежде всего их транспортировки. Причем, уточнил Сергей Зимин, с сохранением действующего регионального тарифа.

«Но сколько мы ни пытались в рабочем порядке, в ручном режиме привязать эти инвестиционные проекты к конкретной территории, это не удается. Очевидно, есть (вернее, надеюсь, был) системный сбой в самой структуре органов управления этим процессом», - отметил г-н Зимин.

Он выразил надежду: новая редакция закона об обращении с отходами (458-ФЗ, утвержденный в конце декабря 2014 года) даст возможность не только изменить организационную структуру этого производственного процесса, но и стимулировать приток инвестиций в эту сферу.

Принципиальным новшеством, прописанным в 458-ФЗ, эксперты называют решение государства о создании инфраструктурных объектов переработки и утилизации отходов за счет бюджета – через государственные программы «Охрана окружающей среды» (исполнитель - Министерство природных ресурсов и экологии) и «Развитие промышленности» (исполнитель – Министерство промышленности и торговли).

В ряде стран, для сравнения, подобные идеи реализуются давно. Так, в Японии мусороперерабатывающие заводы строятся на условиях софинансирования из бюджета страны и муниципалитетов (70:30). 

«У нас может быть какая-то своя система, но все равно это ориентир. Частные инвестиции вряд ли пойдут в эту отрасль», - прокомментировал Михаил Слипенчук, заместитель председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии. В то же время финансирование за счет бюджета позволяет избежать роста тарифов на утилизацию отходов.

«Включать инвестиционную составляющую в тариф теперь нельзя», - прокомментировал Роман Романов, руководитель аппарата проекта «Экология России». С другой стороны, региональные операторы (которые получат право на эту деятельность на конкурсной основе в соответствии с 44-ФЗ) смогут защищать свои расценки на вывоз мусора перед властями регионов

Однако объемов «экологического сбора», который уже поступает в бюджет от производителей упаковки, тары и пр., недостаточно для одновременного создания профильной инфраструктуры во всех субъектах РФ. По мнению многих экспертов, на первом этапе целесообразно реализовать пилотные проекты в нескольких регионах. В рамках проекта «Экология России» предусмотрено пять точек роста: это Бурятия в Сибирском федеральном округе, Ленобласть и Санкт-Петербург – на Северо-Западе, остальные будут определены в результате мониторинга в Центральном федеральном округе.

Стоит отметить, что власти Ленинградской области упорядочением системы обращения с отходами серьезно занимаются уже не первый год. И основные принципы концепции о работе с отходами в 47-м регионе аналогичны тем, которые прописаны в 458-ФЗ.

«Первое, что мы прописали в концепции, - уходить от полигонов ТБО и свалок, создавать мусоросортировочные перерабатывающие комплексы. Второе – мы говорили о необходимости изменения системы оплаты: чтобы компания-перевозчик получала деньги на перерабатывающем комплексе либо полигоне за фактически доставленный туда мусор, который должен учитываться в тоннах, а не в кубических метрах», - рассказал Николай Кузьмин, депутат Госдумы от Ленинградской области и экс-депутат областного ЗакСа.

«Мы были за принятие нового закон об обращении с отходами в любом виде. Потому что с неработающим законом невозможно было решить что бы то ни было», - добавил он.

Основным препятствием для успешной реализации требований 458-ФЗ специалисты полагают отсутствие единой организационной модели обращения с отходами, которая была бы эффективной во всех субъектах РФ. Пока же операторы, работающие в этой сфере, констатируют существенные различия в организации процесса от субъекта к субъекту.

«Мы работаем в Москве фактически как региональный оператор. Мы вывозим 90% всех отходов в Казани. Работаем в Нижнем Новгороде. И опыт, который у нас уже есть, - это опыт трех  совершенно разных подходов, трех крайностей», - рассказал Игорь Пикалов, заместитель генерального директора ООО «РТ-Инвест», эксперт проекта «Экология России».

Подводя итоги совещания, Сергей Зимин сообщил, что прозвучавшие в адрес полпредства предложения будут озвучены на федеральном уровне. Он также предложил участникам дискуссии подключиться к рабочей группе, которая будет сформирована в рамках АНО «Стратегическое партнерство «Северо-Запад». Именно эта структура будет, по словам Сергея Зимина, «заниматься техникой вопроса», начиная от гармонизации нормативно-правовой базы субъектов РФ и заканчивая выработкой оптимальной модели на основе изучения существующего опыта.

Тамара Кузнецова,
специально для «Леноблинформа»

Комментарии

Оставить комментарий
Подписаться на все комментарии

Новости Ленинградской области